Линкоры типа «Кинг Джордж V»

Линкоры типа «Кинг Джордж V» — 1911 год

Линкор «King George V Class»

Очередным классом линейных кораблей после «Orion» стал класс «Кинг Джордж V» (King George V Class). На протяжении 1911-1913 годов было создано 4 судна, которые принимали непосредственное участие в период I мировой войны. Название класса появилось в результате старинной английской традиции. После восхождения на трон следующего правителя новый строящийся крупный корабль должен быть назван его именем. Летом 1911 года после смерти Эдуарда VII Великобритания получила короля Георга V. Именно он стал крестным отцом первого одноименного дредноута.

Линкоры типа «Кинг Джордж V»

Отличия «Кинг Джорджа V» от других дредноутов

Конструкция кораблей незначительно отличалась от своих предшественников:

  • Увеличена длина корпуса до 182 метров, соответственно водоизмещение стало больше на 800 тонн;
  • Противоминная артиллерия была размещена таким образом, чтобы основной огонь велся с носовой части;
  • Усилена броневая защита ангаров со снарядами, машинного отделения и центрального поста управления;
  • Скорость хода превышала 22 узла, предыдущие аналоги так и не смогли достичь этой отметки;
  • Конструкторы сумели уменьшить проблему с дымовой завесой. В прошлых моделях фок-мачта размещалась на громоздкой треноге за дымовой трубой. Нынешний корабль был оснащен легкой мачтой, которая находилась перед трубой.

Линкор «Король Джордж 5»

Бронирование, вооружение «Кинг Джорджа 5»

Внешняя поверхность бортов была покрыта 304-мм бронированной сталью в нижней части судна и 229-мм щитом вверху. Защитные противоторпедные экраны были увеличены и закрывали помещения с котельными установками, а также места хранения боеприпасов.

Вооружение ничем не отличалось от дредноутов «Орион». Оно включало: 5 пар главных артиллерийских пушек калибром 343 мм, 16 единиц 102-мм противоминных установок, зенитную артиллерию, торпедные аппараты и 4 салютные пушки. Перестановка 12 из 16 имеющихся противоминных орудий Mark VII позволила сконцентрироваться на передней части корабля – именно сюда чаще всего целились вражеские эсминцы и торпедоносцы.

Артиллерия главного калибра 343 мм
Артиллерия главного калибра 343 мм

Служба

Незадолго до начала войны «Кинг Джордж V» стал участником торжественной церемонии по случаю увеличения Кильского канала, объединяющего Северное и Балтийское моря. Немецкий монарх Вильгельм II впервые вступил на палубу британского линкора. Судно со своим близнецом «Аяксом» прослужило до 1923 года, спустя несколько лет они были разобраны на металлолом.

Другой дредноут описываемого класса носил имя «Одейшес» и имел куда более трагичную судьбу. В том же 1914 году судно наскочило на мину, которая сдетонировала на 5-метровой глубине. Экипаж приложил все усилия для спасения корабля и взял курс на ближайший порт. Однако через 12 часов судно затонуло. В момент погружения под воду произошел взрыв нескольких фугасных снарядов. По роковому стечению обстоятельств осколок одного из них отлетел на расстояние более 700 метров и убил офицера, находящегося на борту легкого крейсера «Ливерпуль». Это была единственная человеческая жертва в результате крушения «Одейшес».

Четвертый близнец «Кинг Джордж V», именуемый «Центурион», стал свидетелем двух великих войн. Оказывал содействие в Ютландском сражении. Начиная с 1919 года, в группе 4-й эскадрильи патрулировал в Средиземном и Черном морях. В период российской гражданской войны 1917-1922 годов в рамках союзнической военной экспедиции линкор привлекался к обмену военнопленных в Грузии. В 1926 году было принято решение о выводе «Центуриона» из состава флота. Во время морских учений его использовали в качестве мишени. Однако перед началом II мировой войны судно переоборудовали. Оно служило в ремонтных целях, а в военный период участвовало в операции Vigorous. В 1944 году последний линкор класса «Кинг Джордж V» был затоплен.