Линкоры типа «Нассау»

Линкоры типа «Нассау» — 1908 год

Линкоры типа «Nassau Klasse»

Конец 19 века для Германии был удачным периодом. Экономика страны стремительно развивалась, увеличивалась торговля с другими странами. Это не устраивало соседнюю Великобританию, и в 1900 году у берегов Африки Королевские ВМС арестовали немецкие пароходы. Стало понятно, что без мощного флота Пруссия не сможет занять ведущее место на мировой арене. Но догнать Англию, которая превосходила по морскому вооружению все остальные морские державы, не представлялось возможным.

Линкоры типа «Нассау»

Предпосылки создания линкора

Шанс побороться за первенство флота у Германии появился благодаря развитию британского кораблестроения. В 1906 году в английском Портсмуте был спущен на воду новый класс линейного корабля – «Дредноут». Его появление ознаменовало революцию в сфере морского вооружения. Королевский флот возлагал на подобные корабли большие надежды. Огромный, мощный и устрашающий – любая страна мечтала иметь такого морского монстра, его имя стало нарицательным. Но пока остальные британские дредноуты строятся, немцы могут начать собственное производство. При этом они находятся практически в равных условиях. В 1907 году первый из 4 запланированных линкоров типа «Нассау» (Nassau-Klasse) был заложен в Вильгельмсхафене. Через рекордные 26 месяцев он уже был в строю. В течение полугода остальные три судна также встали на вооружение.

Конструкция, основные орудия

Длина кораблей не превышала 146 метров, максимальная скорость хода составляла 19,5 узлов. Важной особенностью судов стали кильсоны, установленные с двух сторон борта. Линкоры базировались в устьях мелководных рек. Кроме того, Кильский канал в некоторых местах был слишком узким для прохождения огромных дредноутов. Для выхода в открытое море судна необходимо было приподнимать, чтобы они не сели на мель. Эту функцию и выполняли водонепроницаемые кильсоны. Такая конструкция ухудшала остойчивость. При повороте корабль кренился до 7 градусов. В результате потери равновесия терялось до 70% скорости. На борту располагалось 8 прожекторов, которые обеспечивали условия боя в ночное время суток. С целью защиты в светлое время их опускали в оборудованные отсеки.

Линкор «Нассау»

Вооружение «Нассау» включало следующие виды военной техники:

  • 12 морских пушек калибром 280 мм SK L/45. Они размещались на шести башнях и включали бронебойные и фугасные снаряды – общее количество боеприпасов позволяло совершать 900 выстрелов. Расположение надстроек было организовано таким образом, что одновременно могло работать не более 8 установок главного калибра.
  • 12 артиллерийских 150-мм орудий SKL/45;
  • 16 единиц 88-мм орудий SKL/45;
  • 2 десантные пушки калибром 60 мм SBtsKL/21;
  • 6 подводных торпедных аппаратов калибром 450 мм. Эти установки обходились немцам достаточно дорого. При этом ни одна торпеда, выпущенная с линкора, так и не достигла своей цели. Затраты на оборудование оказались напрасными.

Служба линкоров

Первый немецкий дредноут, носивший имя своего класса – «Nassau», участвовал в бою в Рижском заливе, датированном 1915 годом. Там ему пришлось столкнуться с российскими боевыми кораблями, в том числе броненосцем «Слава». Спустя год в районе Ютландского полуострова произошло столкновение с британскими линкорами. В этот раз ранений избежать не удалось. «Нассау» латали 1,5 месяца, и он снова вышел в море.

Три близнеца головного корабля описываемого класса также принимали участие в сражении близ Ютланда. Некоторые из них были атакованы британцами, но продолжили боевые действия и способствовали потоплению нескольких вражеских судов. Кроме этого, они фигурировали в Финской компании в 1918 году. Окончание войны судна встретили в устьях немецких рек. Спустя год первые германские дредноуты были разобраны и проданы на металлолом.