Линкоры типа «Остфрисланд»/ «Гельголанд»

Линкоры типа «Остфрисланд»/ «Гельголанд» — 1911 год

Линкор «Ostfriesland Klasse»

В 1908 году в немецких верфях были заложены новые линейные корабли. Спустя три года в строй ввели четыре дредноута типа «Остфрисланд» (Ostfriesland-Klasse), второе их название – тип «Гельголанд». Они были разработаны в качестве замены старым броненосцам. Образцом для создания судов выступили британские линкоры. Именно Королевскому флоту Германия противопоставляла своих морских гигантов. Планировалось обеспечить «Остфрисланд» оружием, аналогичным по своей мощности английскому «Нептуну». Поставленная задача была выполнена.

Линкоры типа «Остфрисланд»

Конструкция и бронирование линкоров типа «Остфрисланд»

Второй класс немецких дредноутов были крупнее своих предшественников, их длина составляла 167 метров. Экипаж включал более 1100 человек. Рулевая система была устроена таким образом, что радиус тактической циркуляции для такого корабля был предельно малым. Немцы уделяли большое внимание координации судна, ведь основные точки их базирования находились в устьях рек, откуда не так просто вывести огромный линкор. Скорость хода составляла 20,8 узлов, что соответствовало британским аналогам.

Защита «Остфрисланда» имела более толстые пластины, чем у действующих на тот момент английских дредноутов. Центр управления был обшит 400-мм сталью. Бронирование центральной части бортов и главных башен в некоторых местах достигало 300 мм.

Вооружение линкоров «Остфрисланд»

Главным показателем мощности любого боевого корабля является его вооружение. Германия стремилась обеспечить свои судна техникой, способной по своим характеристикам конкурировать с флотом Великобритании. Для дредноутов головным орудием считались морские пушки большого калибра. Немцы размещали большее чисто артиллерийских установок – 12 против английских 10. Однако новый английский дредноут «Нептун» сумел расположить башни главного калибра таким образом, что все они могли одновременно стрелять по одной цели. На «Остфрисланде» единовременно могло работать лишь 8 пушек.

Линкор «Остфрисланд»

Немецкие линкоры включали следующие виды орудий:

  • 12 единиц морской артиллерии калибром 305 мм;
  • 14 единиц 150-мм пушек;
  • 14 88-мм орудий;
  • 6 торпедных аппаратов 500 мм.

 Служба

Четыре дредноута типа «Остфрисланд» входили в состав 1-й эскадры Флота открытого моря Германии. Участвовали в компании в Рижском заливе. При столкновении около Ютландского полуострова «Гельголанд» получил серьезное ранение, в результате которого погиб один член экипажа, 10 человек было ранено. В течение следующих двух недель он стоял на судостроительном заводе, после чего был готов к продолжению службы в качестве вспомогательного судна. Усиленное бронирование передней части спасало от гибели немецкие линкоры. В то же время подобные дредноуты Англии были затоплены ввиду более слабой защиты корпуса.

Послевоенное время

После окончания Первой мировой войны, согласно Версальскому мирному договору 1919 года, все немецкие боевые корабли в качестве репараций перешли в собственность к другим странам.

  • «Гельголанд» перешел к Великобритании. В 1924 году он был разобран и продан на металлолом.
  • «Ольденбург» стал собственностью Японии, однако к ее берегам он так и не дошел. Японцы не планировали эксплуатировать немецкий дредноут, а потому в 1920 году они продали его британской компании в качестве лома.
  • «Остфрисланд» достался США. Он переплыл Атлантический океан, на новом месте был отремонтирован и изучен американскими конструкторами. После этого его стали использовать на учениях в качестве мишени. Летом 1921 года на «короля океана» сбросили 34 авиабомбы, 6 из которых достигли цели. Но повреждения оказались незначительными. Атака продолжалась до тех пор, пока судно не затонуло. «Остфрисланд» стал первым дредноутом, который погиб в результате ударов с воздуха. Это событие стало началом конца эпохи линкоров. Авиация имела неоспоримое преимущество перед морским гигантом.
  • «Тюринген» был передан Франции, которая также использовала судно в качестве мишени.