Линкоры типа «Ривендж» / «Ройял Соверен»

Линкоры типа «Ривендж» / «Ройял Соверен» — 1914

Линкор «Revenge Class»

В преддверии Первой мировой войны Англия продолжала увеличивать свой флот. Так, было запланировано строительство 8 новых линейных кораблей типа «Ривендж» (Revenge Class). Однако начало военных действий изменило планы адмиралтейства. В течение 1913-1916 годов было заложено 5 линкоров, еще два переоборудовали в крейсера, от последнего было решено отказаться. В начале 20 века произошла небольшая путаница с названием класса. В результате одни и те же судна в разных документах именовались «Ривендж» или «Ройял Соверен». Подобные ошибки допускал даже командующий Королевским флотом – сэр Джон Джеллико.

Линкоры типа «Ривендж»

Вооружение, конструкция и бронирование «Ривендж»

Военно-техническое обеспечение соответствовало вооружению дредноута класса «Куин Элизабет». Оно включало 8 мощных 381-мм пушек 15″/42cal Mk I, 14 единиц противоминной артиллерии 152-мм Mk XII, 2 76-мм зенитные установки и 4 торпедных аппарата.

Конструкция судна отличалась от предшественника. В момент боя быстроходность морского гиганта мешала нормальному прицеливанию. Поэтому было решено не гнаться за предельной скоростью в 25 узлов, а снизить ее до 22-23 морских миль в час. Использование жидкого топлива в «Куин Элизабет» доказало неоспоримое преимущество нефти перед углем. При этом появлялась большая зависимость Королевского флота перед другими странами. Дело в том, что Великобритания не имела своих месторождений нефти. В условиях войны ее поставки могли сорваться. В то же время высококачественный уголь добывался на собственных островах. Поэтому новый «Ривендж» имел возможность пользоваться обоими видами топлива.

Главное орудие 381-мм пушек 15"/42cal Mk I
Главное орудие 381-мм пушек 15″/42cal Mk I

Длина корабля была уменьшена до 189 метров. Защита корпуса была увеличена. Предыдущий класс «Куин Элизабет» был обшит конусообразными пластинами, которые в нижней части были значительно толще, чем в верхней. Новый линкор имел 330-мм броню по всей поверхности внешних бортов. С одной стороны, такая конструкция удешевляла постройку. С другой, это был период, когда крупные сражения все еще происходили на близких расстояниях. Необходимо было защититься от прямого огня.

Служба

В момент битвы вблизи Ютланда на вооружение ВМС поступило два судна класса «Ривендж». Они принимали участие в бою, однако никак себя не проявили. Все пять морских гигантов сражались с противником в годы Второй мировой войны. Первым погибшим линкором стал «Роял Оак». Он базировался в гавани у северных берегов Шотландии и обеспечивал охрану английских земель. Британский флот был уверен, что в эти воды не сможет проникнуть ни один вражеский корабль. Однако в октябре 1939 года немецкая субмарина U-47 сумела незаметно подплыть в английский тыл. В 1:04 ночи был выпущен первый залп. Экипаж корабля был уверен, что взорвались самовоспламеняющиеся боеприпасы. В 1:16 корпус корабля был поврежден еще тремя торпедами. Все еще не веря, что неприятель мог подплыть так близко, командир решил, что атака происходит с воздуха и начал принимать соответствующие позиции для отражения нападения. Однако повреждения были настолько серьезными, что линкор утонул в течении следующих 13 минут. Погибло 833 человека, в числе которых оказался контр-адмирал Генри Благроув. Эта трагедия не изменила соотношения морских сил между Британией и Германией, но она существенно подорвала боевой дух офицеров.

Другие четыре дредноута выполняли вспомогательные задачи, сопровождали конвои, обстреливали вражеские берега. Руководство флота не использовало их в открытых водах и держало «Ривендж» вдали от основных морских баталий. Тем не менее со своими задачами боевые судна справлялись. Они стали последними линейными кораблями, построенными Великобританией. На смену им пришли мощные авианосцы.