Линкоры типа «Ривендж» / «Ройял Соверен» – 1914

Линкор «Revenge Class»

В преддверии Первой мировой войны Англия продолжала увеличивать свой флот. Так, было запланировано строительство 8 новых линейных кораблей типа «Ривендж» (Revenge Class). Однако начало военных действий изменило планы адмиралтейства. В течение 1913-1916 годов было заложено 5 линкоров, еще два переоборудовали в крейсера, от последнего было решено отказаться. В начале 20 века произошла небольшая путаница с названием класса. В результате одни и те же судна в разных документах именовались «Ривендж» или «Ройял Соверен». Подобные ошибки допускал даже командующий Королевским флотом – сэр Джон Джеллико.

Линкоры типа «Ривендж»

Вооружение, конструкция и бронирование «Ривендж»

Военно-техническое обеспечение соответствовало вооружению дредноута класса «Куин Элизабет». Оно включало 8 мощных 381-мм пушек 15″/42cal Mk I, 14 единиц противоминной артиллерии 152-мм Mk XII, 2 76-мм зенитные установки и 4 торпедных аппарата.

Конструкция судна отличалась от предшественника. В момент боя быстроходность морского гиганта мешала нормальному прицеливанию. Поэтому было решено не гнаться за предельной скоростью в 25 узлов, а снизить ее до 22-23 морских миль в час. Использование жидкого топлива в «Куин Элизабет» доказало неоспоримое преимущество нефти перед углем. При этом появлялась большая зависимость Королевского флота перед другими странами. Дело в том, что Великобритания не имела своих месторождений нефти. В условиях войны ее поставки могли сорваться. В то же время высококачественный уголь добывался на собственных островах. Поэтому новый «Ривендж» имел возможность пользоваться обоими видами топлива.

Главное орудие 381-мм пушек 15"/42cal Mk I
Главное орудие 381-мм пушек 15″/42cal Mk I

Длина корабля была уменьшена до 189 метров. Защита корпуса была увеличена. Предыдущий класс «Куин Элизабет» был обшит конусообразными пластинами, которые в нижней части были значительно толще, чем в верхней. Новый линкор имел 330-мм броню по всей поверхности внешних бортов. С одной стороны, такая конструкция удешевляла постройку. С другой, это был период, когда крупные сражения все еще происходили на близких расстояниях. Необходимо было защититься от прямого огня.

[flat_ab id=”1″]

Служба

В момент битвы вблизи Ютланда на вооружение ВМС поступило два судна класса «Ривендж». Они принимали участие в бою, однако никак себя не проявили. Все пять морских гигантов сражались с противником в годы Второй мировой войны. Первым погибшим линкором стал «Роял Оак». Он базировался в гавани у северных берегов Шотландии и обеспечивал охрану английских земель. Британский флот был уверен, что в эти воды не сможет проникнуть ни один вражеский корабль. Однако в октябре 1939 года немецкая субмарина U-47 сумела незаметно подплыть в английский тыл. В 1:04 ночи был выпущен первый залп. Экипаж корабля был уверен, что взорвались самовоспламеняющиеся боеприпасы. В 1:16 корпус корабля был поврежден еще тремя торпедами. Все еще не веря, что неприятель мог подплыть так близко, командир решил, что атака происходит с воздуха и начал принимать соответствующие позиции для отражения нападения. Однако повреждения были настолько серьезными, что линкор утонул в течении следующих 13 минут. Погибло 833 человека, в числе которых оказался контр-адмирал Генри Благроув. Эта трагедия не изменила соотношения морских сил между Британией и Германией, но она существенно подорвала боевой дух офицеров.

Другие четыре дредноута выполняли вспомогательные задачи, сопровождали конвои, обстреливали вражеские берега. Руководство флота не использовало их в открытых водах и держало «Ривендж» вдали от основных морских баталий. Тем не менее со своими задачами боевые судна справлялись. Они стали последними линейными кораблями, построенными Великобританией. На смену им пришли мощные авианосцы.

Оценка статьи:
(пока оценок нет)
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...
Ссылка на основную публикацию