Линкоры типа «Саламис»

Линкоры типа «Саламис» — 1915 год

Линкор «Саламис»

Всемирный ажиотаж, связанный со строительством дредноутов, коснулся и Греции. Своих развитых судостроительных заводов страна не имела. Однако соседняя Турция уже заказала у Британии новый линкор. Необходимо было обзавестись кораблем, который сможет противостоять будущему «Султану Осману I». После изучения предложений греки остановились на немецком производителе AG Vulcan Stettin. Летом 1913 года началось производство судна. Ему было присвоено имя «Василевс Георгис», спустя некоторое время название сменили на «Саламис».

Линкоры типа «Саламис»

Конструкция и вооружение линкора «Саламис»

Изначально планировался совсем небольшой линейный корабль водоизмещением не более 13,5 тысячи тонн. Несмотря на скромные размеры, проектное вооружение было на достойном уровне. На нем необходимо было установить 6 морских пушек калибром 356 мм и 8 единиц казематной артиллерии калибром 152 мм. Бронирование основного пояса должно было состоять из 254-мм листов стали, скорость хода в пределах 23 узлов. Германия не располагала вышеуказанным орудием главного калибра, поэтому морские 356-мм пушки и башенные надстройки для них были заказаны в США.

Линкор «Саламис»

Через некоторое время Греция получила детальную информацию о строящемся в Англии линкоре для Турции. Оказалось, что вооружения на «Саламисе» не достаточно для уравнивания морских сил между двумя странами. Проект был изменен. Водоизмещение увеличили до 21 500 тонн, длина составляла 173,7 метров. Количество 356-мм морских пушек возросло до восьми, а 152-мм вспомогательного орудия до 12 единиц. Также противоминное вооружение было дополнено 12 орудиями калибром 75 мм. Торпедное вооружение предполагало пять 500-мм подводных аппаратов. Размещение орудия главного калибра позволяло осуществлять обстрел четырьмя пушками в случае цели спереди или позади судна. Если неприятель находился сбоку от линкора, возможно было использовать все 8 пушек.

Максимальная скорость хода должна была составлять 23 морских мили в час, дальность автономного плаванья в экономном режиме – 3000 миль.

Главный броневой пояс имел защиту толщиной от 100 до 250 мм. Орудийные башни обшивались аналогичными пластинами стали. А вот рубка имела бронь всего 30 мм.

Линейный корабль дредноут «Саламис»

Судьба линкора «Саламис»

Спустя полтора года после начала строительства, в декабре 1914, дредноут спустили на воду. Начавшаяся война не дала возможности выполнить условия договора и передать корабль заказчику. Несмотря на то, что первое время Греция оставалась нейтральной стороной и не занимала чью-либо сторону, Германия прекратила все работы на «Саламис». Более того, она переименовала судно в «Тирпиц». Это фактически означало конфискацию линкора.

В условиях военных действий ни о каких поставках морской артиллерии главного калибра из Америки речи не шло. Поэтому Германия заморозила проект даже для собственных нужд.

После завершения войны Пруссия вновь напомнила Греции о дредноуте. Но необходимости в нем уже не было. Тем не менее согласно условиям договора греки оплатили немцам неустойку в размере 30 000 фунтов стерлингов. Сам же корабль остался в собственности компании AG Vulcan Stettin.

Лишь в 1932 году корпус корабля был продан немецкой компании, занимающейся переработкой металла. Судьба единственного линкора Греции подошла к концу, так и не побывав в собственном порту.

А что же с произведенной в Америке техникой? Морские пушки калибром 356 мм были проданы Великобритании для низкобортных броненосных кораблей – мониторов, класса «Эберкромби», которые принимали активное участие в I мировой войне.