Линкоры типа «Севастополь»

Линкоры типа «Севастополь» — 1911 год

Линейный корабль «Севастополь / Парижская комунна»

Трагически погибшие в 1904 году в войне с Японией броненосцы, в числе которых находились «Полтава», «Севастополь» и «Петропавловск», оставили Российскую империю без сильного флота. Спустя два года Британия выпустила новейший линкор – «Дредноут», который одномоментно сделал устаревшими все действующие линейные корабли в мире. Вместе с остальными морскими державами Россия начала строительство собственных дредноутов. Тип «Севастополь» стал одним из мощнейших боевых единиц военно-морских сил страны. В годы отечественной войны судна участвовали в героической обороне города, в честь которого был назван класс, а также защищали северные границы страны.

В начале 20 века Николай II делал акцент не на атакующих функциях кораблях, а на оборонительных. Несмотря на то, что новые дредноуты обладали сильным вооружением, они не могли бы сражаться в открытом море с противником. Для этого им не хватало ни бронирования, ни мореходности. В годы Второй мировой войны линкоры обеспечивали защиту родных берегов, обстреливая вражеские скопления сухопутных войск.

Линейный корабль «Севастополь»

Строительство и конструкция линкоров типа «Севастополь»

Проанализировав причины поражения в Русско-японской войне, конструкторы начали проектировать корабли новой серии с улучшенными характеристиками. Необходимо было построить ряд судов с большим количеством тяжелой артиллерии на борту, с усиленным бронированием и большой скоростью хода. Печальный опыт в Порт-Артуре и в районе острова Цусима требовал улучшить остойчивость: какими бы ни были полученные повреждения, судно не должно было перевернуться. Русский математик и кораблестроитель Крылов описывал новое требование следующим образом: «Корабль должен тонуть, не опрокидываясь».

В 1906 году новый английский броненосец запустил «дредноутную лихорадку». Россия также ускорила разработку нового типа. В условиях спешки была допущена досадная ошибка. Упор делался на обеспечении большой скорости, никто не обратил внимания на то, что ради этого была сильно уменьшена носовая часть судна. В результате пострадала мореходность. Даже в небольшие для такого гигантского судна волны нос не поднимался вверх, а зарывался в каждую волну до уровня первой орудийной башни. Это негативно отражалось на боевых качествах корабля.

Линкоры типа «Севастополь»

С июня по сентябрь 1911 года в Северной столице были спущены на воду 4 корабля нового класса: «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск», «Гангут». После этого работы были приостановлены на полгода – заводы по вооружению и дополнительному оборудованию подводили с поставками.

К началу 1914 года работы были практически завершены. Оставалось провести испытания в море. Однако начавшаяся Первая мировая война сократила период изучения ходовых качеств. Новые дредноуты должны были отправиться на защиту своих морских границ.

Длина кораблей составляла 181 метр, максимальная грузоподъемность 25 850 тонн. Практически весь корпус был обшит защитными стальными плитами. Главный броневой пояс имел размер 225 мм, башенные надстройки главного калибра и барбеты защищались пластинами от 70 до 200 мм. Боевая рубка была самым защищенным элементом – 250-мм листы стали обеспечивали безопасность командования корабля.

Паровые котлы фирмы Ярроу гарантировали жизнеспособность судна и предельную скорость движения в 23 узла. В экономном режиме дальность плавания составляла 4 тысячи миль.

Модель линкора Севастополь

Модель дредноута Севастопль

Вооружение линкоров типа «Севастополь»

  • Главный калибр – 305-мм пушки, расположенные по 3 единицы на 4 надстройках. Орудия изготавливались на Обуховском заводе. Линейное расположение артиллерии позволяло одновременно работать всем 12 пушкам в случаях, когда неприятель находился по левую или правую сторону борта. При появлении врага в носовой части или со стороны кормы возможность обстрела была только у одной трехорудийной установки.
  • Противоминная артиллерия – 16 120-мм пушек Виккерса. Скорострельность достигала 7 выстрелов за минуту. Орудия размещались в казематах.
  • Торпедное вооружение включало 4 подводных 450-мм установки;
  • После усовершенствования на палубе размещался один гидросамолет.

Гидросамолёт КР-1

Преобразования линкоров типа «Севастополь»

После смены власти и образования СССР корабли типа «Севастополь» переименовали:

  • «Севастополь» → «Парижская коммуна»;
  • «Полтава» → «Михаил Фрунзе»;
  • «Петропавловск» → «Марат»;
  • «Гангут» → «Октябрьская Революция».

Вместе с новыми именами дредноуты подверглись обновлению. В условиях ограниченных финансовых возможностей переоборудование проводилось в течение нескольких лет поэтапно, прерывая ремонтные работы на плановые учения в Балтийском море. Первое изменение коснулось машинного оборудования – линейные корабли стали работать на жидком топливе. В дальнейшем были заменены некоторые части корпуса, дымовые трубы, усилено бронирование и улучшено вооружение.

Служба

Старт службы линкоров совпал с началом Первой мировой войны. Удивительно, но за все время боевых действий корабли не выпустили ни одного снаряда. Они прикрывали российские эсминцы в Балтийском море в момент установки минных заграждений. Такое бездействие расслабляло матросов. Как следствие, в 1917 году они первыми выступили против существующего строя.

В межвоенный период «Парижская коммуна» был переведен в Черноморский флот. Во время дальнего путешествия стало понятно, что линкоры не приспособлены к жестким условиям открытого моря. Попав в шторм, дредноут чуть не утонул.

В 1919 году, находясь на частичной консервации, на «Полтаве»/«Михаиле Фрунзе» начался сильный пожар, после которого восстановить корабль так и не удалось.

В мае того же года «Петропавловск» встретился с вражескими суднами. Несколько британских эсминцев показались на горизонте. Офицеры открыли одновременный залп из тяжелой и противоминной артиллерии. Боевые единицы неприятеля отступили. Это был первый и последний случай, когда линкор типа «Севастополь» открывал огонь по кораблям противника. В этот же период российские дредноуты участвовали в подавлении мятежей.

Дредноут «Севастополь» (2)

В 40-е гитлеровская Германия осуществляла множество авианалетов на Кронштадт – место базирования русских линейных кораблей. Основной задачей было уничтожение советских дредноутов. В сентябре 1941 года во время очередной атаки немецких сухопутных войск на российский город-порт «Петропавловск» открыл огонь. В ответ на это вражеский самолет скинул бомбы, две из которых попали в цель. Корабль сел на мель, погибло 326 членов экипажа.

В этот же период «Гангут» также защищал территорию Кронштадта и Ленинграда. В 1944-м он был награжден Орденом Красного Знамени.

Линкор «Парижская коммуна» в годы Великой Отечественной войны находился у берегов Крыма. В районе мыса Фиолент наступали вражеские войска. Чтобы защитить город, в честь которого был изначально назван русский дредноут, пришлось выпустить около 150 снарядов главного калибра. Неоднократно ему приходилось защищать Севастополь и прилегающие территории. В 1943 году было принято вернуть линкору прежнее имя.

В послевоенные годы советские дредноуты были отремонтированы и продолжали службу. В середине 50-х годов корабли типа «Севастополь» были разобраны на металл.