Линкоры типа «Шарнхорст»

Линкоры типа «Шарнхорст» — 1936 год

Линейный корабль «Шарнхорст»

Всемирная гонка вооружений вынуждала европейские страны отслеживать строительство линкоров в соседствующих государствах. Германия считала своим основным конкурентом Францию. По уровню оснащения немецкий флот соответствовал французским военно-морским силам. Немецкие линкоры типа «Шарнхорст» стали ответом на строительство новых «Дюнкерк».

В 1936 году на воду было спущено два новых линейных корабля: «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Оба принимали активное участие в боевых сражениях и погибли в годы Второй мировой войны.

Линкор Шарнхорст

Предпосылки появления линкоров типа «Шарнхорст»

Согласно условиям Версальского договора, подписанного в 1919 году, Германия не могла иметь корабли водоизмещением свыше 10 000 тонн. В начале 30-х годов немецкий флот планировал обновление морского вооружения. В вервях были заложены три новых крейсера типа «Дойчланд». Пруссия решила пренебречь согласованным ранее условиям и спроектировала корабли, превышающие оговоренные ранее параметры. «Дойчланд» получили грузоподъемность от 12 000 тонн. Их огневая мощь и усиленное бронирование на фоне все же небольшого для дредноутов размера способствовали новому негласному названию – «карманные линкоры». В ответ на это Франция также начала строительство корабля, значительно большего, чем могла себе позволить по Версальскому соглашению.

Французский «Дюнкерк» значительно превосходил новые немецкие линкоры. Для сохранения баланса в море Пруссии необходимо было создать еще более мощные судна. В 1933 году к власти пришел Адольф Гитлер. Проанализировав ситуацию в мире, новый рейхсканцлер распорядился начать строительство двух новых линейных кораблей, бронирование которых сможет выдержать атаку со стороны неприятеля.

Заложенные в 1934 году броненосцы были перепроектированы и в мае следующего года на немецких верфях возобновилось строительство двух кораблей типа «Шарнхорст», которые по проекту имели значительно большее водоизмещение.

Модель линкора типа «Шарнхорст»
Модель линкора типа «Шарнхорст»

 

Конструкция и бронирование

Главный броневой пояс новых линкоров расположился от передней до кормовой башни основного калибра и имел толщину 350 мм. Боевая рубка и главный калибр были защищены 200-350-мм листами стали, произведенными фирмой Krupp. Подводная часть оснащалась дополнительной 45-мм переборкой.

Стандартное водоизмещение достигало 32 100 тонн, на бронирование было потрачено 44% от общей грузоподъемности. Максимальная длина судна составляла 235 метров. Энергетическая установка включала три паровые турбины типа Парсонс и 12 котлов. Движение обеспечивалось тремя гребными винтами и достигало максимальной скорости, равной 31,5 узла.

Согласно проекту экипаж корабля составлял 1669 человек. В годы войны он был увеличен до 1900 матросов и 70 офицеров.

Вооружение

  • Главный калибр состоял из 3 трехорудийных установок калибром 283 мм 28 cm SKC/34. Они являлись усовершенствованной версией артиллерийских систем, установленных на предшественниках – кораблях типа «Дойчланд». Новые пушки могли использовать три типа снарядов: бронебойные, полубронебойные и фугасные. Дальность стрельбы превышала 40 км. Бронирование было усилено в сравнении с предыдущей моделью SKC/28.
  • Как и в «карманных линкорах», «Шарнхорст» имел 150-мм орудия 15 cm SKC/28. Их количество составляло 12 единиц.
  • Зенитная артиллерия состояла из 7 пар 105-мм техники, 8 пар 37-мм орудий и 8 единиц 20-мм автоматов.
  • Минно-торпедное вооружение – в момент сдачи корабля в эксплуатацию подобных систем предусмотрено не было. Однако в 1941 году конструкторы установили два подводных аппарата, которые ничем не были защищены.
  • Авиация включала 3 гидросамолета и 1 катапульту.

Управление огнем главного калибра обеспечивалось дальномерами, установленными в трех частях корабля. Система обеспечивала одновременный обстрел двух целей. С началом военных действий на суднах появились радиолокационные станции Seetakt FuMO 22, помогающие обнаруживать корабли противника в радиусе нескольких десятков километров.

283 мм 28 cm SKC/34
283 мм 28 cm SKC/34

Служба

Первым на вооружение поступил дредноут «Гнейзенау» — май 1938 года. Спустя 7 месяцев в строй вошел «Шарнхорст». Уже 3 сентября 1939 года линкоры подверглись атаке со стороны британской авиации, однако повреждений не получили.

В ноябре того же года линейные корабли типа «Шарнхорст» под прикрытием своих эсминцев вышли в море. Через несколько дней они обнаружили британский крейсер «Rawalpindi», на борту которого находились только 152-мм пушки. Потребовалось несколько минут для того, чтобы английское судно превратилось в груду горящего металла. Спасение выжившего вражеского экипажа было прервано в связи с появлением британского эсминца HMS Newcastle. Немецкие корабли быстро ретировались.

В апреле 1940 года эскадра немецких кораблей, в составе которых находились описываемые линкоры, отправилась к берегам Норвегии для высадки десанта. «Шарнхорст» должны были обеспечить огневую поддержку морским пехотинцам. ВВС Великобритании заметили движение врага и отправились в атаку. Зенитная артиллерия линкоров обеспечила надежную защиту от самолетов. Англичанам пришлось отступить. Однако они вызвали подкрепление. Спустя несколько часов на горизонте появился линейный крейсер Королевского флота HMS Renown в сопровождении 8 эсминцев. Немецким линкорам пришлось спасаться бегством в воды Северного Ледовитого океана.

Спустя пару месяцев линкоры встретились с британским авианосцем «Глориес», перестроенным из легкого линейного крейсера, который шел в сопровождении двух эсминцев. В результате жестокой схватки британские судна были потоплены, линейный корабль «Шарнхорст» получил серьезное повреждение – на его борту погибло 48 человек. Один из винтов вышел из строя, однако немецкий линкор собственными усилиями добрался в норвежский Тронхейм и встал на ремонт. Там его вновь настигли британские ВВС. Новых повреждений удалось избежать – «Шарнхорст» отправился в Киль, где простоял на ремонте около 6 месяцев.

В течении следующих лет дредноуты потопили множество танкеров и пассажирских кораблей, находящихся в Атлантическом океане. В случаях, когда не было возможности самостоятельно атаковать судна, они передавали информацию немецким субмаринам, которые догоняли и уничтожали военные и транспортные корабли противника.

Дредноут Шарнхорст

Гибель линкоров

В 1942 году во время передислокации немецких линкоров из Бреста в Германию «Гнейзенау» подорвался на мине. Сразу по возвращении в родную гавань он встал на ремонт. Спустя несколько дней британская авиация совершила налет, одна из сброшенных бомб попала в цель. Корабль не могли потушить в течение 3 суток. На его восстановление требовалось около 2 лет. Этого Германия позволить себе не могла. «Гнейзенау» так и не был отремонтирован, после окончания войны он был разобран.

25 декабря 1943 года «Шарнхорст» в составе эсминцев вышел в море. Британские криптографы сумели разобрать шифровки, отправленные незадолго до начала новой операции, и заранее знали о планах немецкого флота. Англичане успели подготовиться и отправили на перехват свои боевые единицы. Экипаж немецкого линкора ожесточенно бился до последней минуты, но его судьба была предрешена. Позже британское адмиралтейство признало, что командование «Шарнхорста» погибло, как настоящие герои, отражая атаку до последних минут. Из 1968 человек в живых осталось только 36 матросов.