Линкоры типа «Советский Союз»

Линкоры типа «Советский Союз» — 1937 год

Линкор «Советский Союз»

В середине 30-х годов стало понятно, что мировые морские державы активно наращивают свои силы. Начался очередной виток дредноутного строительства. Советский Союз не мог оставаться в стороне, поэтому также начал производство огромных линкоров, превосходящих по своей мощи все предыдущие броненосцы.

Начавшаяся Вторая мировая война не позволила достроить ни один из четырех заложенных кораблей. Однако их проектные модели навсегда вошли в историю, как одни из самых мощных и защищенных кораблей СССР и мира.

Линкор типа "Советский Союз"

Предпосылки к созданию

Самая большая страна в мире, имеющая выход к океану в разных частях Евразии, нуждалась в обновлении флота. В 30-х годах 20 века Сталин принял решение построить «Большой советский флот». Это был сложный период в истории страны, когда многие видные конструкторы и инженеры кораблестроения были репрессированы. Не всем из оставшихся на свободе генералиссимус доверял. Поэтому он проводил консультации с ограниченным количеством людей. Тем не менее в 1936 году была разработана программа «крупного морского судостроения». Согласно нее необходимо построить 8 больших линкоров класса А, а также малые линкоры, легкие крейсеры, эсминцы и подводные лодки. В случае выполнения поставленных планов к 1942 году флот СССР должен был стать мировым лидером.

Первые проблемы начались на этапе планирования. Большие линкоры с необходимым вооружением и бронированием никак не укладывались в согласованные мировым сообществом 35 000 тонн. Тогда Сталин вопреки международным ограничениям позволил увеличить проектные параметры линкоров.

В 1937 году репрессии достигли своего пика. За следующие два года командование всех флотов меняло руководство пять раз. Высшие чины были запуганы и боялись высказывать свое мнение, чтобы не случилось возможных трагических последствий. В таких непростых условиях продолжалось техническое конструирование самых мощных дредноутов Советского Союза.

Согласно подписанным планам, новые линейные корабли должны были построиться за срок, не превышающий 63 месяца. Период был определен исходя их западноевропейского и американского опыта. Никто не посмел напомнить Сталину, что собственные линкоры типа «Севастополь» производились долгих 7 лет, и это при поддержке со стороны европейских государств и отсутствия политических гонений.

Дредноут "Советский Союз"

Начало строительства

Проект 23, известный под названием «Советский Союз», начали воплощать в реальность 15 июля 1938 года. Головной корабль серии с одноименным названием был заложен в Ленинграде. В течение года началось строительство еще трех линкоров: «Советская Украина» (Николаев Украинская ССР), «Советская Россия» и «Советская Белоруссия» (Молотовск/Северодвинск Архангельская область).

Уже в 1939 году стало очевидным отставание в строительстве. Металлургические заводы подводили с поставками металла. Поступившее на верфи сырье не всегда отвечало стандартам качества. Осенью 1940 года было решено приостановить производство трех дредноутов, оставив в приоритете только «Советский Союз».

Линейный корабль Советский Союз

Конструкция и бронирование

В начале 40-х годов СССР с недоверием относился к сварочному методу, поэтому большая часть корпуса скреплялась при помощи заклепок, расположенных в шахматном порядке. Лишь 25-мм пластины стали на палубе и бортах полубака соединялись путем сваривания.

Для подводной защиты судна использовалась итальянская система Пульезе. Днище представляло собой два условных цилиндра, между которыми располагалась полость, необходимая для подавления энергии в случае поражения линкора торпедой или миной.

Главный броневой пояс имел протяженность 148 метров и по проекту должен был обшиваться 375-420-мм сталью. Орудийные башни закрывались 495-мм листами, рубка была накрыта 425-мм металлическими пластинами.

Энергетическая система включала три турбозубчатых агрегата (каждый имел максимальную производительность 77 000 л.с.) и 6 котлов. На момент строительства подобной корабельной мощности в мире не существовало. Однако по расходу топлива советская установка уступала американским и немецким энергетическим системам. У японских «Ямато» показатели расхода были хуже, чем у советского проекта 23. Но не стоит забывать, что дредноут «Советский Союз» не был достроен, следовательно, все данные отображались исключительно на бумаге. Подтвердить расчеты опытным путем так и не удалось.

Согласно проекту максимальная скорость линейного корабля должна была достигать 29 узлов. Дальность плавания равнялась 7 200 морским милям. В автономном режиме линкор мог находиться 30 суток. Экипаж включал 1 226 матросов и 66 офицеров.

Вооружение линкора Советский Союз

Вооружение дредноутов «Советский Союз»

  • Главный калибр был представлен 3 трехорудийными башенными установками, состоящими из 406-мм морских пушек Б-37. Их разработка началась еще в 20-х годах, однако страна находилась в тяжелом положении и строительство экспериментальных образцов было приостановлено. После того, как в мире начала появляться техника аналогичного размера было решено возобновить производство. Так, трехорудийное оборудование создавалось специально для линкоров проекта «Советский Союз». Одна установка находилась на корме, две другие располагались по линейно-возвышенной схеме в носовой части.
  • Вспомогательный калибр состоял из 6 спаренных 152-мм установок (152,4-мм Б-38 АУ МК-4) – баллистические характеристики делали эту технику одной из лучших в мире;
  • Зенитная артиллерия включала 6 пар 100-мм пушек Б-54 и 10 четырехорудийных 37-мм автоматических зенитных установок 46-К;
  • Авиационное вооружение предусматривало 4 палубных катапультных поплавковых гидросамолёта КОР-1 (Бе-2) и 2 катапульты. Авиация была необходима для проведения разведки и корректировки огня в случае боевых действий. На корме располагался ангар, вмещающий все 4 воздушных судна, и кран, поднимающий самолеты из воды.

Для обеспечения работы техники дредноут был оснащен:

  • Четырьмя боевыми прожекторами;
  • Средствами радиосвязи;
  • Теплогенераторами – для обнаружения надводных кораблей в ночное время;
  • Гидроакустической станцией – для поиска вражеских субмарин;
  • Гирокомпасами;
  • Эхолотами ЭМС-23;
  • Радиопеленгаторами.

Также на судне была установлена система, которая в случае необходимости обеспечивала дымовую завесу.

Судьба линкоров

С конца 1940 года продолжалось строительство только одного судна. В соседствующей Европе происходили активные военные действия, необходимо было обеспечить себя хотя бы одним мощным дредноутом.

Через 18 дней после вступления СССР в войну производство единственного дредноута проекта 23 было также приостановлено. В этот момент «Советский Союз» был готов на 19%. О дальнейшей судьбе заговорили только в 1946 году. Иосиф Сталин высказывался за завершение строительства одного линкора из запланированных ранее четырех. Однако командование ВМФ было категорически против – ведь характеристики корабля были устаревшими. Для создания современного дредноута необходимо было полностью менять конструкцию и вооружение.

В годы Второй мировой войны недостроенный корпус «Советской Украины» попал в руки немецких захватчиков. Неприятель снял более 4000 тонн металла и серьезно повредил конструкцию судна – его восстановление было невозможным. В конце 40-х годов все корабли проекта 23 были разобраны.