Линкоры типа «Вирибус Унитис»

Линкоры типа «Вирибус Унитис» — 1912 год

Линкор «Viribus Unitis»

Для противостояния Королевскому флоту Италии Австро-Венгрия начала строительство собственных современных линейных кораблей нового типа. С 1912 по 1915 год на вооружение встало четыре дредноута: «Viribus Unitis», «Tegetthoff», «Prinz Eugen» и «Szent István». Примечательно, что идея установки башен главного калибра с тремя орудиями на каждой пришла итальянцам. Однако проблемы с поставками и медленное строительство позволило немецким союзникам выйти вперед. В итоге первыми действующими линкорами, оснащенными усиленными надстройками тяжелого вооружения, стали корабли производства Австро-Венгрии.

Линкоры типа «Вирибус Унитис»

Конструкция линкоров типа «Вирибус Унитис»

«Вирибус Унитис» должны были выполнять боевые задачи только на территории Средиземного моря и прилегающих к нему вод. Поэтому конструкторы не стремились получить высокую скорость. Так, длина судна составляла всего 152 метра, полное водоизмещение не превышало 22 000 тонн. Нижняя часть корабля имела двойное днище, которое защищало дредноут в случае подводных взрывов. Расстояние между внутренним и внешним дном составляло 1220 мм. Впоследствии было доказано, что такая конструкция гасила огневую энергию значительно хуже, чем при днище со множеством секторов.

Форштевень представлял собой таран – австро-венгры предполагали возможность ближнего боя. Надводная часть корабля была невысокой, до 6 метров. Это вызывало заливание носовой части, линкор буквально погружался в волну, что вызывало множественные проблемы.

Защита «Вирибус Унитис» ничем не отличалась от укреплений броненосцев Австро-Венгрии. Максимальная толщина броневого пояса составляла 280 мм. Боевые рубки и башни главного калибра обвешивались аналогичными пластинами. Вспомогательные 152-мм орудия были защищены 180-мм плитами. В целом бронирование дредноута было приемлемым. Чего нельзя было сказать об обеспечении противоторпедной обороны. Этим недочетом впоследствии сумели воспользоваться итальянцы, которые потопили два линкора.

Линкор «Вирибус Унитис»

Вооружение линкоров типа «Вирибус Унитис»

  •  Главный калибр был представлен четырьмя группами артиллерии, по три 305-мм пушки в каждой. Производителем выступила собственная компания «Шкода». Башни размещались на носу и корме – одна над другой. Скорострельность составляла 2 выстрела в минуту.
  •  Противоминное вооружение включало два вида техники: 150-мм пушки в количестве 12 единиц и 18 66-мм орудий.
  •  После 1916 года на крышах башен главного калибра установили зенитное вооружение калибром 66 мм.
  •  4 единицы 533-мм торпедных аппарата.

На крышах боевых рубок были установлены дальномеры, произведенные компанией «Барр энд Страуд». Помимо них каждая надстройка 305-мм артиллерии и 150-мм орудия оснащались индивидуальными системами наведения.

Служба

Официально Первая мировая война была начата после убийства наследника престола Австро-Венгрии и его жены. Тела членов монархического рода перевезли на линкоре Viribus Unitis. Главной задачей дредноутов в годы войны являлось прикрытие немецких крейсеров и обстрел побережья вражеских государств. Но в основном они размещались в родных гаванях и оберегали свои земли.

Незадолго до окончания военных действий «Szent István» совершил единственное крупное плаванье, в котором был потоплен итальянскими торпедами. После развала Австро-Венгрии линкор «Viribus Unitis» был передан вновь созданному государству. Спустя несколько месяцев легендарные военные водолазы из Италии прикрепили к корпусу несколько мин. В результате подрыва корабль ушел под воду, а вместе с ним 400 членов экипажа. Остальные два дредноута стали собственностью Италии и Франции.