Линкоры типа «Нептун» и «Колоссус»

Линкоры типа «Нептун» и «Колоссус» — 1909 год

Линкор «Нептун»/ «Колоссус»

В начале 1909 года в строжайшей секретности было начато строительство нового линейного корабля, который впоследствии получил имя «Нептун» (HMS Neptune). Ввиду того, что информации по проектированию и планируемому вооружению было крайне мало, военные эксперты приписывали ему большое число выдающихся улучшений. На самом деле основной инновацией стала дислокация главных орудий – 305-мм пушек. Перед конструкторами поставили важную задачу: разместить тяжелую артиллерию таким образом, чтобы она имела возможность одновременно стрелять в одну сторону. Для этого башни расположили в шахматном порядке на разной высоте от палубы. Ввиду изменений конструкции было уменьшено количество противоминного орудия.

Линкоры типа «Нептун» и «Колоссус»

Конструкция, основное вооружение линкора «Нептун»

Длина нового дредноута составляла 166 метров. Бронирование корпуса осталось практически без изменений. Прошлый опыт показал уязвимость дымоходов – данный тип впервые получил бронь и этой части судна. Показатели скорости хода и дальности плаванья соответствовали своим предшественникам. Передняя часть корабля имела форму тарана – морские сражения все еще предусматривали прямые удары с бортом неприятеля.

Нептун и Колоссус

На палубе и под ней располагались следующие орудия:

  • 5 пар 12-дюймовых (305 мм) морских пушек Mk XI. Теперь появилась возможность выполнять одновременный залп по одной цели.
  • 16 противоминных установок с калибром 102 мм Mark VII. Боекомплект каждой пушки включал 150 снарядов весом по 14 кг. Угол возвышения не превышал 15 градусов, дальность полета достигала 11 километров.
  • Зенитные пушки 76 мм и 102 мм, 5 станковых пулеметов Максима.
  • 3 подводных торпедных аппарата калибром 450 мм.

Командный пост, откуда велась корректировка огня, был обшит металлическими листами. В этом месте определяли данные с точным местоположением противника. Для этого использовали дальномеры и механическое вычислительное устройство. Офицер наблюдал за первыми выстрелами и корректировал угол наведения артиллерийских установок. При помощи электрических сигналов необходимая информация передавалась на башни главного калибра.

Линкоры типа «Колоссус»

В 1910 году было построено еще два линкора, которые решено было выделить в отдельный тип – «Колоссус» (Colossus class). Они имели более мощную броню и несколько других отличий в сравнении с «Нептуном»:

  • Сокращен радиус вращения главных артиллерийских установок, при этом освободилось пространство на палубе;
  • Калибр торпедных аппаратов увеличился до 533 мм;
  • Удалена грот-мачта, это снизило вес корабля на 50 тонн.

Линкор «Нептун» и «Колоссус»

Служба линкоров «Нептун» и «Колоссус»

Дредноуты типа «Нептун» и «Колоссус» принимали участие в Первой мировой войне. Самым значимым стало сражение недалеко от датского полуострова Ютланд. Все остальное время они провели за рутинным патрулированием и учениями в водах Северного моря.

Во время Ютландского сражения с Германией «Колоссус» затопил легкий немецкий крейсер и ранил один вражеский эсминец. Спустя несколько минут после удачных выстрелов, линкор получил легкое повреждение. Было травмировано 6 человек экипажа.

В августе 1916 года произошло еще одно столкновение между двумя морскими державами. Немецкие субмарины потопили легкий английский крейсер и максимально близко приблизились к землям неприятеля. Несколько неосмотрительных приказов действующего британского адмирала могло послужить причиной трагедии. Однако он не рискнул отправить линкоры в район большого скопления вражеских подводных лодок. «Колоссус» повернул к родным берегам, так и не осуществив ни одного выстрела.

В послевоенные годы описываемые судна были подвергнуты незначительным изменениям. А после 1921 года были списаны и проданы в качестве металлолома.