Линкоры типа «Нептун» и «Колоссус» – 1909 год
Содержание:
В начале 1909 года в строжайшей секретности было начато строительство нового линейного корабля, который впоследствии получил имя «Нептун» (HMS Neptune). Ввиду того, что информации по проектированию и планируемому вооружению было крайне мало, военные эксперты приписывали ему большое число выдающихся улучшений. На самом деле основной инновацией стала дислокация главных орудий – 305-мм пушек. Перед конструкторами поставили важную задачу: разместить тяжелую артиллерию таким образом, чтобы она имела возможность одновременно стрелять в одну сторону. Для этого башни расположили в шахматном порядке на разной высоте от палубы. Ввиду изменений конструкции было уменьшено количество противоминного орудия.
Конструкция, основное вооружение линкора «Нептун»
Длина нового дредноута составляла 166 метров. Бронирование корпуса осталось практически без изменений. Прошлый опыт показал уязвимость дымоходов – данный тип впервые получил бронь и этой части судна. Показатели скорости хода и дальности плаванья соответствовали своим предшественникам. Передняя часть корабля имела форму тарана – морские сражения все еще предусматривали прямые удары с бортом неприятеля.
На палубе и под ней располагались следующие орудия:
- 5 пар 12-дюймовых (305 мм) морских пушек Mk XI. Теперь появилась возможность выполнять одновременный залп по одной цели.
- 16 противоминных установок с калибром 102 мм Mark VII. Боекомплект каждой пушки включал 150 снарядов весом по 14 кг. Угол возвышения не превышал 15 градусов, дальность полета достигала 11 километров.
- Зенитные пушки 76 мм и 102 мм, 5 станковых пулеметов Максима.
- 3 подводных торпедных аппарата калибром 450 мм.
Командный пост, откуда велась корректировка огня, был обшит металлическими листами. В этом месте определяли данные с точным местоположением противника. Для этого использовали дальномеры и механическое вычислительное устройство. Офицер наблюдал за первыми выстрелами и корректировал угол наведения артиллерийских установок. При помощи электрических сигналов необходимая информация передавалась на башни главного калибра.
Линкоры типа «Колоссус»
В 1910 году было построено еще два линкора, которые решено было выделить в отдельный тип – «Колоссус» (Colossus class). Они имели более мощную броню и несколько других отличий в сравнении с «Нептуном»:
- Сокращен радиус вращения главных артиллерийских установок, при этом освободилось пространство на палубе;
- Калибр торпедных аппаратов увеличился до 533 мм;
- Удалена грот-мачта, это снизило вес корабля на 50 тонн.
Служба линкоров «Нептун» и «Колоссус»
Дредноуты типа «Нептун» и «Колоссус» принимали участие в Первой мировой войне. Самым значимым стало сражение недалеко от датского полуострова Ютланд. Все остальное время они провели за рутинным патрулированием и учениями в водах Северного моря.
Во время Ютландского сражения с Германией «Колоссус» затопил легкий немецкий крейсер и ранил один вражеский эсминец. Спустя несколько минут после удачных выстрелов, линкор получил легкое повреждение. Было травмировано 6 человек экипажа.
В августе 1916 года произошло еще одно столкновение между двумя морскими державами. Немецкие субмарины потопили легкий английский крейсер и максимально близко приблизились к землям неприятеля. Несколько неосмотрительных приказов действующего британского адмирала могло послужить причиной трагедии. Однако он не рискнул отправить линкоры в район большого скопления вражеских подводных лодок. «Колоссус» повернул к родным берегам, так и не осуществив ни одного выстрела.
В послевоенные годы описываемые судна были подвергнуты незначительным изменениям. А после 1921 года были списаны и проданы в качестве металлолома.