Линкоры типа «Орион»

Линкоры типа «Орион» — 1910 год

Линкоры «Орион»

Планы Германии по строительству сразу трех линкоров в 1908 году стали катализатором для развития флота Британии. Дело в том, что этот год для английских ВМС оказался достаточно скромным в финансовом плане. Действующий премьер-министр Герберт Асквит значительно сократил финансирование строительства новых линейных кораблей. Осознание того, что вражеский флот построит большее число боевого вооружения спровоцировало массовые волнения. В результате этого на следующий год была запланирована закладка сразу 6 кораблей – уже знакомые нам «Колоссус» и 4 сверхдредноута типа «Орион» (Orion Class).

Линкоры типа «Орион»

Конструкция линкоров типа «Орион»

Длина новых судов составляла 177 метров. Двойное дно защищало от подводного нападения со стороны неприятеля. Площадь брони нижней части достигала 76% от общей протяженности корабля. Водоизмещение было увеличено на 2000 тонн в сравнении с предыдущим «Колоссусом». Большую проблему создавало чрезвычайное задымление во время движения. Это мешало обзору артиллеристов в момент корректировки огня. Производились попытки уменьшить количество дымовой завесы вблизи фок-мачты. Однако задача так и не была решена. Система рулевого управления также была подвергнута изменениям – это обеспечило уменьшение радиуса тактической циркуляции (поворотливости судна).

Линкор «Орион»

Вооружение

Вооружение включало следующие боевые орудия:

  • 10 морских пушек с увеличенным калибром 343 мм Mk V, разработанные в 1910 году компанией «Армстронг-Уитворт». Они были установлены на пяти башнях по диаметральной плоскости (с соблюдением симметрии корабля). Дальность выстрела снаряда, вес которого составлял 567 кг, при максимальном угле достигала 22 км. Скорострельность обеспечивала 1,5 выстрела в минуту.
  • 16 скорострельных 102-мм противоминных систем Mk VII с возможностью 8 выстрелов в минуту;
  • 4 малокалиберных 47-мм орудий QF 3 производства «Виккерс»;
  • 10 ручных пулеметов Льюис;
  • 7 станковых пулеметов зенитной артиллерии, еще 2 76-мм орудия установили в 1914 году;
  • 3 торпедных аппарата калибром 533 мм – общий запас снарядов составлял 12 единиц.

Для наведения огня корабль оснащался 7 единицами дальномеров фирмы «Barr and Stroud». Самый мощный из них устанавливался на крыше поста управления, остальные на башнях главного калибра и на кормовой надстройке для корректировки работы торпедных установок. Позднее была введена новая система, обеспечивающая централизованное управление огнем.

Служба

Все 4 дредноута были приняты на службу в 1912 году. Один из построенных «Орионов» с одноименным названием стал флагманом второй боевой эскадры, принимавшей участие в битве при Ютландии. Как и предыдущие линкоры, он был не сильно вовлечен в сражение и занимал средние позиции. Второе известное столкновение немецкого и британского флотов в августе 1916 года также прошло без выстрелов со стороны боевых гигантов.

После окончания войны большинство крупных военных судов Англии были переведены в Резервный флот. Описываемые корабли не избежали аналогичной участи.

Вывод из строя

В 1922 году было подписано Вашингтонское морское соглашение, согласно которому страны-участники получили ограничение по общему водоизмещению каждого класса боевых судов. При этом военное производство продолжало развиваться и создавать новые виды вооружения. Взамен прежних устаревших линкоров должны были прийти современные боевые единицы. Три корабля типа «Орион» были разобраны и проданы в качестве лома. «Монарх» был затоплен во время проведения испытаний и изучения живучести судна. Рядом с ним было взорвано несколько бомб весом 1800 кг – корпус остался невредимым. Спустя время отряд бомбардировщиков сбросил различные виды бомб, находящихся на испытаниях. Легкие крейсера стреляли по первому сверхдредноуту из 152-мм пушек. К ним подключились броненосцы со снарядами калибром 381 мм. После девятичасового обстрела «Монарх» сдался и ушел под воду.