Линкоры типа «Кавати» -1910 год

Линкоры типа «Кавати» -1910 год

Линкор «Kawachi» — Кавачи или Кавати

После Русско-японской войны Императорский флот нуждался в обновлении своих кораблей. Появление первого британского дредноута определило дальнейшие планы Японии. Необходимо было построить 8 современных линейных кораблей и столько же броненосных крейсеров. Первые два судна были заложены в 1909 г., приняты на вооружение через 3 года.

Тип «Кавати» состоял из двух линкоров: «Кавати» и «Сэтцу», названных в честь японских провинций.

Линкоры типа «Кавачи»

Конструкция и бронирование линкоров типа «Кавати»

Длина «Кавати» и «Сэтцу» составляла 160,3 и 162,5 м соответственно. Водоизмещение находилось в пределах 21 800 тонн. 16 паровых котлов «Miyabara» и турбины «Curtis» обеспечивали функционирование всех устройств и выдавали максимальную скорость движения 20 узлов. Среди своих современников-дредноутов это был наименьший показатель.

Бронирование было выполнено из крупповской стали различной толщины. Главный броневой пояс имел высоту около 4 метров и располагался почти на 2 метра под водой и столько же над ней. Его максимальная толщина равнялась 305 мм. Над ним располагались 203-мм плиты из стали, еще выше 152-мм покрытие, защищающее казематы. Башни главного калибра были обшиты 279-мм листами.

Вооружение линкоров типа «Кавати»

Основной принцип вооружения дредноутов звучал следующим образом: «только большие пушки» («all-big-guns»). Предыдущие линейные корабли имели на вооружении несколько главных калибров. В момент одновременных выстрелов было сложно понять какой из всплесков принадлежит самой мощной артиллерии. Соответственно невозможно было правильно прицелиться и установить необходимый угол наклона ствола.

Дредноут «Кавати»

Япония самостоятельно производила 305-мм пушки со стволом 45 калибров. При этом в Англии уже появились такие же орудия с увеличенной 50-калиберной шахтой, которая позволяла стрелять дальше. В условиях ограниченных финансовых возможностей Императорский флот смог приобрести только две пары вышеописанных британских установок. Еще четыре двухорудийные башни производились своими силами. Получалось, что в момент прицеливания дальность полета была разной. Нарушалась основная концепция вооружения дредноутов.

Всего на борту находилась следующая техника:

  • Главный калибр: 4 305-мм пушки/50, 8 305-мм пушек/45. Расположение надстроек также было неудачным. Британские 50-калибровые орудия размещались в носовой и кормовой части, японские, с меньшей дальностью полета снарядов – по две на каждом борту параллельно друг другу. Такая схема расстановки позволяла одновременно использовать не более 8 единиц техники.
  • Средний калибр: 10 152-мм пушек, которые размещались в казематах и имели бронь из 152-мм стали.
  • Противоминное вооружение: 8 120-мм и 16 76-мм артиллерии.
  • Салютные пушки: 4 76-мм орудия.
  • Минно-торпедное вооружение: 5 457-мм подводных аппарата. С каждой стороны борта находилось по две установки, еще одна в кормовой части.

Служба

В годы Первой мировой войны японские линкоры патрулировали моря вблизи своего побережья. Приняли участие только в одной операции – осаде Циндао. Немецкая колония, арендованная у Китая, являлась стратегическим объектом. Япония вместе со странами Антанты осуществили штурм порта, с дредноутов производился обстрел побережья. В результате проведенных мероприятий территория была занята японцами.

1918 год стал последним для судна «Кавати». Находясь в родной бухте Токияма, на палубе внезапно произошел взрыв – сдетонировали боеприпасы главного калибра. В течение 4 минут корабль ушел под воду. 700 членам экипажа спастись не удалось. После трагедии линкор подняли со дна, убедились в его непригодности и вывели из состава флота.

«Сэтцу» находился на вооружении до момента подписания Версальского договора, ограничивающего количество действующих боевых кораблей. С 1924 года дредноут использовался в качестве мишени для обучения морской авиации. В этом виде он продолжал свою службу до 1945 года, когда его атаковал американский самолет.