Линкоры типа «Лайон»

Линкоры типа «Лайон» — 1939 года

Линкор «Lion»

Во второй половине 30-х годов 20 века у Британии уже не было сомнений в том, скоро начнется война. Это было делом времени. Англия в рамках ограничений по Лондонскому морскому договору готовила свой флот. В этот период было построено 5 линкоров типа «Кинг Джордж V» (не путать с дредноутами аналогичного названия постройки 1912 года), оснащенных 356-мм оружием главного калибра. В планах адмиралтейства было создание еще нескольких подобных судов.

Друдноут «Лайон»

 

Предпосылки к созданию линкоров типа «Лайон»

В 1937 году Япония отказалась подписывать пролонгацию Лондонского договора. Это развязывало руки и другим участникам. Через некоторое время поступила информация, что японцы готовят мощный линейный корабль с вооружением увеличенного калибра. К этому моменту США уже открыто заявили о принятых новых стандартах с применением 406-мм морских пушек. И тогда Англия решилась на создание нового класса кораблей типа «Лайон» (Lion Class), который должен состоять из 4 судов.

В первоначальные планы входила постройка линкоров с водоизмещением не более 35 000 тонн. Великобритания хотела согласовать именно такое ограничение для мировых ВМС. Но Америка настаивала на 45 тысячах. По ее мнению, более мелкие корабли с тяжелым вооружением будут иметь плохую остойчивость, что создаст целый ряд сложностей. Кроме того, появилась информация, что Япония проектирует линкор грузоподъемностью 43 000 тонн с 457-мм артиллерией на борту. Выхода не было. Англии оставалось лишь увеличивать тоннаж нового «Лайона».

Путем длительных переговоров адмиралтейство Великобритании остановилось на водоизмещении 40 000 т (максимальное 46 000 т). За 2 месяца до начала войны было заложено два новых судна: «Лайон» и «Тимирейр».

Главный калибр 406 мм
Главный калибр 406 мм пушка

Конструкция и бронирование линкоров типа «Лайон»

Внешний вид будущего «Лайона» отличался от предшественника «Кинг Джордж V». Он напоминал крейсер и имел транцевую корму, которая способствовала получению большей скорости. Ввиду ограниченного пространства в судостроительных доках был принят еле заметный развал борта. В результате ширина линкора по ватерлинии составляла 31,7 метров, при этом днище уменьшили до 30,5 м. Максимальная длина судна составляла 239,3 м.

Бронирование ничем не отличалось от предыдущей серии дредноутов. Главный броневой пояс диной 132 м имел толщину стальных плит 381 мм. Башни главного калибра – 374 мм. Палуба обшивалась 152-мм листами.

Энергетическая установка, состоящая из четырех турбин Parsons и восьми паровых котлов, должна была соответствовать 130 000 л.с. Скорость хода при этом достигала бы 30 узлов. В экономном режиме дальность плаванья составляла 14 000 миль.

Линкор «Лайон»

Проектное вооружение линкоров типа «Лайон»

  • Главный калибр состоял из 3 трехорудийных башен калибром 406 мм.
  • Универсальная артиллерия, выполняющая функции ПВО и противоминной обороны, включала 16 единиц 133-мм 5,25″ QF Mark I и 6 многоствольных 40-мм установок.
  • Авиация включала 2 гидросамолета и 1 катапульту.

Судьба линкоров типа «Лайон»

Судостроительные заводы планировали в течение двух лет строить корабли в сухих доках, после чего приступить к работам на воде. Такой большой промежуток времени был необходим из-за слабой мощности компаний, производящих новое вооружение, башни для них и усиленные бронированные плиты. Предполагалось, что первых два судна будут готовы осенью 1942 года, еще два в 1944 году.

Однако начавшаяся Вторая мировая война нарушила все планы. Уже в октябре 1939 строительство остановилось. Все силы были направлены на производство легких быстроходных судов. В 1944 году многие современные линкоры противников были потоплены. Стало понятно, что Британия больше не нуждается в дредноутах и вкладывать огромные средства на пятом году войны не имеет смысла.