Линкоры типа «Минас Жерайс»

Линкоры типа «Минас Жерайс» — 1910 год

Линкор «Minas Geraes»

Бразилия занимала лидирующие позиции на территории Южной Америки. Вместе с Аргентиной и Чили эти государства вели конкурентную борьбу по вооружению. Бразильцы находились в более выгодном положении, их экономика развивалась благодаря все возрастающему спросу на кофе и каучук. Благодаря стабильному финансовому росту у руководства страны появилась возможность попасть во всемирный список сверхдержав, обладающих мощным флотом. Для этого в первые годы 20 века началось проектирование трех новых броненосцев. Однако появление в 1906 году первого дредноута поменяло их планы. В результате Бразилия заказала строительство трех современных линейных кораблей типа «Минас Жерайс». Исполнителем выступила британская компания Армстронг.

В 1909 году были завершены работы по суднам «Минас Жерайс» и «Сан Паулу». Уже в январе следующего года первый линкор заступил на службу. В этот же период Англия заложила третье судно – «Рио-де-Жанейро», которое так и не было достроено. Интересно, что Бразилия стала третьей страной в мире, которая начала строить дредноут. Раньше нее это сделала только Великобритания и США. Германия, Франция, Япония, России – все эти государства остались позади нее.

Линкоры типа «Минас Жерайс»

Конструкция и бронирование линкоров типа «Минас Жерайс»

Длина судна равнялась 162,4 метра, максимальная грузоподъемность составила 21 200 тонн. Две паровые машины и 18 котлов «Бабкок—Уилкокс» обеспечивали жизнеспособность линкора и предельную скорость, равную 21 узлу. «Минас Жерайс» должен осуществлять большие путешествия: путь из Европы в Бразилию необходимо было совершить без дозаправки. И ему это удалось. При скорости 10 узлов дальность плаванья составляла 10 000 миль. Впоследствии некачественное обслуживание ухудшило вышеуказанные показатели. Однако после проведенной модернизации и замене твердого топлива на нефть, скорость удалось даже увеличить до 22 морских миль в час.

Защита корабля обеспечивалась цементированной броней Круппа. Главный броневой пояс имел толщину 230 мм. Крупнокалиберные башни обшивались 205-мм листами стали.

Линкор «Минас Жерайс»

Вооружение линкора типа «Минас Жерайс»

  • Основное оружие состояло из 12 морских пушек калибром 305 мм. Они располагались по две единицы на линейно-возвышенных спаренных башнях. Две группы орудий находились в носовой и кормовой частях, еще две по бортам судна.
  • 22 единицы 120-мм пушек использовались в качестве противоминной обороны. Почти половина из них размещалась в казематах, которые в плохие погодные условия заливались водой. В процессе модернизации они были демонтированы.
  • После того, как в море повсеместно распространялась морская авиация, были установлены орудия противовоздушной обороны. Они включали по 4 зенитные пушки калибром 102 мм и 40 мм.

Служба

В годы Первой мировой войны судна должны были войти в британский Гранд Флит. Однако в связи с отсутствием специалистов на борту состояние судов было настолько ужасным, что они смогли только добраться до ремонтных верфей США, где и провели несколько лет. В следующую войну «Минас Жерайс» и «Сан Паулу» выступали на стороне Союзников. Их задачей было контролировать побережье Сальвадора.

Отсутствие необходимого обслуживания и развитие кораблестроения в мире обусловило устаревание линкоров. В 1947 году был выведен из состава флота один корабль, спустя несколько лет второй.

Дредноут «Минас Жерайс»

«Рио-де-Жанейро» – «Султан Осман I» – «Азенкур»

Судьба третьего линкора была намного интересней. После того, как Бразилия отказалась от «Рио-де-Жанейро», компания Армстронг провела переговоры с несколькими странами. Первой заинтересовалась Россия, однако возникли сложности с переоборудованием некоторых элементов под стандарты русского флота.

Британия настоятельно рекомендовала приобрести «Рио-де-Жанейро» грекам. Но они уже строили свой линкор – средств на второе судно не хватало. И тогда появилась Турция, которая и приобрела дредноут. Корабль стал носить имя «Султан Осман I». Были изменены некоторые конструкции и вооружение. Турецкие моряки уже находились на корабле и изучали его возможности, когда началась Первая мировая война. Англия реквизировала судно и переименовала его в «Азенкур».