Линкоры типа «Монтана»

Линкоры типа «Монтана» — 1941 год

Линкор «Montana»

В 1941 году на вооружение Японского императорского флота заступили мощные линейные корабли «Ямато», на борту которых находилось 9 460-мм морских пушек. Американские разведывательные данные сообщали о секретном строительстве. Однако ВМС ожидали увидеть 406-мм орудия. В результате полученных данных была начата разработка проекта с увеличенным числом артиллерии. В том же 1941 судостроительные верфи США произвели закладку двух из пяти запланированных дредноутов нового типа «Монтана». Он должен был иметь 12 единиц 406-мм техники.

Последние линкоры, спроектированные до начала Второй мировой войны, так и не были построены. Сражения показали, что наиболее актуальными становятся авианосцы. Летом 1942 года строительство приостановили, еще через год заказ был отменен.

Линкоры типа «Монтана»

Конструкция и бронирование линкоров типа «Монтана»

Длина корпуса составляла 281,94 м, ширина почти 37 метров. Такой поистине гигантский корабль уже не мог пройти через Панамский канал. Его водоизмещение при полной загрузке превышало 70 000 тонн. Действующие полноразмерные авианосцы имели значительно меньшие габариты.

Проектная мощность четырех турбоагрегатов и восьми паровых котлов должна была соответствовать 172 000 л.с. Это обеспечивало максимальную скорость 30 узлов, и дальность автономного плавания в экономном режиме 15 000 морских миль.

Линкор «Монтана»

Бронирование выполнялось несколькими видами стали по уже традиционной схеме «все или ничего» (All or nothing), которая защищала жизненно-важные элементы. Главный броневой пояс состоял из многослойной цементированной стали толщиной 406 мм. Было решено отказаться от внутренней дополнительной прослойки, которая характерна для большинства американских линкоров того периода. Башни главного калибра должны были обшиваться 560-мм плитами. Основная палуба защищалась двойным слоем – 186 мм + 18 мм гомогенной стали. Боевая рубка покрывалась 457-мм пластинами. «Монтана» должны были стать самыми защищенными линкорами в мире.

Подводная часть корпуса включала несколько противоторпедных переборок толщиной от 81 до 219 мм.

Дредноут «Монтана»

Вооружение линкоров типа «Монтана»

  • Главный калибр состоял из 12 406-мм 50-калиберных морских пушек Mk 7, расположенных по три орудия на башенных надстройках. Предыдущие линкоры оснащались 45-калиберной техникой. Установки располагались в носовой и кормовой частях дредноута по линейно-возвышенной схеме – одна над другой. Угол возвышения ствола составлял 45 градусов. Основным снарядом выступал AP Mark 8 массой 1225 кг. Бронепробиваемость соответствовала японским 460-мм пушкам, размещенным на «Ямато». Дальность стрельбы равнялась 38,7 км.
  • Средняя артиллерия осталась такой же, как и на «Саут Дакоте» и «Норт Кэролайн» — 10 спаренных 127-мм пушек Mark 12 5″/38.
  • Зенитная артиллерия состояла из 8 четырехствольных 40-мм установок с длиной ствола 56 калибров и 20 единиц 20-мм техники.
  • Авиация должна была включать 3 разведывательных гидроплана Kingfisher и 2 катапульты.

Линейный корабль «Монтана»

Причины отказа строительства

Проект дредноутов типа «Монтана» разрабатывался еще до момента вступления США в войну, Конгресс в 1939 году одобрил строительство двух экземпляров. Нападение на базу Перл-Харбор изменило планы. Внезапно Америка лишилась большого числа вооружения ВМФ. Необходимо было пополнять запасы, провести ремонтные работы на выживших линкорах и ускорить введение в эксплуатацию строящихся более экономичных экземпляров.

Следующее важное сражение у атолла Мидуэй показало, что новая тактика военных маневров делает службу линкоров неактуальной. Они становятся все более уязвимыми и неповоротливыми. Намного эффективнее были авианосцы с истребителями и бомбардировщиками на борту, а также субмарины, которые могли незаметно подойти к вражескому судну.