Линкоры типа «Ришелье»

Линкоры типа «Ришелье» — 1940 год

Линкор «Richelieu»

После начала строительства относительно небольших французских линкоров «Дюнкерк» появилась информация, что Германия и Италия продолжают усиливать свой флот новыми линейными кораблями, а также модернизируют действующие дредноуты. Сохранение баланса в Средиземном море в водах Атлантики требовало решительных мер от французских властей.

Планировалось поэтапное строительство 4 линкоров нового типа «Ришелье». Первый одноименный корабль был заложен в 1935 году, сразу после спуска на воду «Дюнкерк». Спустя 5 лет, в самый разгар войны он был принят на вооружение. «Жан Бар» вошел в строй только в 1949 году. «Клемансо» так и не был достроен. В связи с капитуляцией Франции четвертое судно вообще не начинали закладывать.

Линкоры типа «Ришелье»

Конструкция и бронирование линкоров типа «Ришелье»

Форма судна осталась идентичной предыдущему «Дюнкерк». Отличался только размер. Длина по ватерлинии составляла 242 метра, максимальная достигала 248 м. Грузоподъемность в обычном режиме была равна 37 832 т, полное водоизмещение – 44 708 т. Четыре паровые турбины Парсонс обеспечивали мощность 150 000 л.с., что давало возможность плыть со скоростью 31,5 узла. В экономном режиме дредноут преодолевал 10 000 морских миль без дозаправки.

Нижняя часть корпуса была разделена на 21 независимый отсек, каждый из которых имел герметичные помещения. Между этими отсеками не было даже водонепроницаемых дверей. Переход осуществлялся по специальным шахтам. Эксперты называют «Ришелье» одним из лучших кораблей в мире. Вместе с обеспечением хорошей гидроизоляции, которая не даст судну уйти под воду в случае пробоины, большое внимание было уделено бронированию.

Линкор «Ришелье»

Длина главного броневого пояса составляла 131,5 метр, высота – свыше 6 м. Почти треть находилась под водой. Толщина стали в этом месте составляла 330 мм. Главная палуба покрывалась 170-мм нецементированной бронью. Башни главного калибра и барбеты были обшиты 405-мм и 430-мм листами. Предполагалось, что такая оборона сможет выдержать попадание 500-кг авиабомбы.

Противоминная защита рассчитывалась исходя из возможности атаки 300-кг торпеды. Некоторые отсеки были обеспечены двойным и тройным дном.

152 мм пушки
Универсальное вооружение — 152 мм пушка

Вооружение линкоров типа «Ришелье»

  • Главный калибр. В носовой части по линейно-возвышенной схеме располагались две четырехорудийные башни. На них были установлены 380-мм пушки (380 mm/45 Modèle 1935). Они были произведены специально для линкоров «Ришелье» и стали самым мощным оружием в истории французского флота.
  • В качестве универсального вооружения были использованы 3 трехорудийные установки с калибром 152 мм (152 mm/55 Model 1930). Они размещались в кормовой части.
  • Зенитное вооружение было представлено 6 спаренными орудиями 100 mm/45 Model 1930, 4 парами 37mm/50 Model 1925/1933 и крупнокалиберными пулеметами 13,2mm Hotchkiss M1929.
  • Авиация включала 3 гидросамолета и 2 катапульты.

Дредноут «Ришелье»

Служба

Военные действия на территории Франции способствовали более быстрому проведению необходимых испытаний на первом дредноуте «Ришелье». Однако он вступил в строй уже после капитуляции. Первостепенной задачей стал вывоз французского золота из страны. В сентябре 1940 года линкор участвовал в Сенегальской операции против Британии. Спустя 3 года отправился в США для проведения ремонтных работ, после чего участвовал в войне на стороне Союзников. После завершения войны «Ришелье» был переоборудован в учебный корабль, в 1968 году отправлен на слом.

В связи с нападением Германии второе судно описываемого класса – «Жан Бар», в недостроенном состоянии был переведен в Марокко. В 1942 году, имея на борту всего одну установку главного калибра, участвовал Мароккано-алжирской операции. Получил ранения и сдался флоту «Свободной Франции». После окончания войны был отремонтирован и введен в эксплуатацию. В 1961 г выведен из строя.