Линкоры типа «Саут Дакота»

Линкоры типа «Саут Дакота» — 1942 год

Линкор «South Dakota»

США обладали большим количеством судостроительных верфей. Поэтому, не дожидаясь постройки предыдущих линкоров «Норт Кэролайн», ВМС осуществили закладку нового типа «Саут Дакота» (South Dakota class). Главным отличием от предшественников стало усиление бронирования судна. Ощущение приближения войны нарастало, поэтому необходимо было в сжатые сроки усилить флот.

Летом и осенью 1939 было заложено три судна: «Саут Дакота», «Индиана» и «Массачусетс». В начале следующего года началось строительство четвертого дредноута «Алабама». Все линейные корабли описываемого класса встали на вооружение в 1942 году.

Линкоры типа «Саут Дакота»

Конструкция и бронирование линкоров типа «Саут Дакота»

Америка воевала в водах Атлантики и Тихого океана. Для быстрого перемещения судов с востока на запад использовался Панамский канал. В связи с этим размеры и формы новых линкоров проектировались с учетом возможности прохождения через данный перешеек. Корпус имел необычную ящикообразную форму. Длина судна составляла 207 метров. Полное водоизмещение равнялось 44 500 тоннам. Два параллельных руля обеспечивали хорошую тактическую циркуляцию, ее диаметр не превышал 660 м. Надстройка в форме пирамиды окружала дымовую трубу и была заполнена боевым и радиолокационным вооружением.

Бронирование рассчитывалось исходя из 406-мм орудий противника. Главный броневой пояс имел несколько слоев. Внешняя часть покрывалась 310-мм крупповской сталью. Внутренняя состояла из 22-мм листов STS. Между ними находилась цементная прослойка толщиной 2 дюйма. Установки с основным вооружением, а также боевая рубка были защищены 406-мм и 457-мм плитами.

Главный калибр 406-мм пушка Mk.VI
Главный калибр 406-мм пушка Mk.VI

Силовая установка включала четыре турбозубчатые системы General Electric и 8 паровых котлов. Ее мощность достигала 130 000 л.с. Максимальная скорость составляла 27,8 узла. В экономичном режиме дальность плавания равнялась 15 000 милям.

Интересной была покраска дредноута. Многие ВМС придерживались мнения, что боевым суднам следует придавать камуфляжный рисунок. США не стали исключением. Лишь в 1945 году американские ВМС отошли от этого правила.

127-мм орудия Mark 12 5″/38
127-мм орудия Mark 12 5″/38

Вооружение линкоров типа «Саут Дакота»

  • Главный калибр был идентичен предыдущей серии линкоров. 3 трехорудийные башни содержали 406-мм пушки Mk.VI. Две надстройки размещались в передней части корабля, еще одна на корме. Бронебойные снаряды данной артиллерии отличались большим весом. Благодаря навесной траектории полета они могли пробить любую вражескую палубу, находящуюся на удалении более 36 км. С 1942 года Mk.VI начала использовать еще один вид боеприпасов – фугасный.
  • Средняя артиллерия включала 10 пар 127-мм орудий Mark 12 5″/38. Они обеспечивали противокорабельную защиту и отлично выполняли зенитные функции. Скорострельность достигала 22 выстрела в минуту.
  • Противовоздушная оборона имела большое количество 40-мм орудий Бофорс, 28-мм Mark 1/1, 20-мм Mk.2/3/4 и 12,7 мм крупнокалиберные пулеметы Браунинг М2.
  • Авиация состояла из 3 гидросамолетов OS2U «Кингфишер».
Система ПВО на дредноуте
Система ПВО

Служба

Все 4 линкора были построены для участия во Второй мировой войне. Они находились в составе морских соединений и обеспечивали защиту авианосцев и других кораблей против атаки с воздуха. Во время боя с Японией у островов Санта-Крус капитан «Саут Дакоты» доложил руководству, что сбил 26 вражеских самолетов. При этом сам корабль получил множественные повреждения, однако конструкция и хорошее бронирование судна позволило ему продолжать бой.

Крупный и средний калибр использовался при атаке вражеского побережья. Так, «Массачусетс» выступал в качестве артиллерийской поддержки при высадке десанта на Соломоновых островах, Новой Гвинеи, в 1945 году обстреливал японские города Камаиси и Хамамацу.

В 1947 году судна были отправлены в резерв. Спустя 15 лет два из них были переданы на слом, еще два в настоящий момент выступают в качестве музейных экспонатов.