Линкоры типа «Вэнгард»

Линкоры типа «Вэнгард» — 1946 год

Линкор «Vanguard»

Незадолго до начала Второй мировой войны задержка создания сверхмощных линкоров типа «Лайон» вынуждала британское адмиралтейство приступить к проектированию более дешевых дредноутов. На оружейных складах хранились 381-мм башни главного калибра Мк I, оставшиеся еще с 20-х годов. В связи с этим было решено произвести расчет по созданию линейного корабля с учетом имеющейся артиллерии. Это существенно сокращало сроки и стоимость постройки.

Проектирование нового типа «Вэнгард» (Vanguard) было приостановлено в связи с началом военных действий. Лишь в конце 1939 года Черчилль заинтересовался данной разработкой. Великобритания ощущала острую нехватку больших быстроходных кораблей. Идея создания линкора в короткие сроки была весьма привлекательной. Однако в силу различных обстоятельств корабль «Вэнгард» был принят на вооружение уже после окончания войны – в 1946 году.

Линкоры типа «Вэнгард»

Конструкция и бронирование линкора «Вэнгард»

Длина судна составила рекордные 248 метров – это был самый большой линкор Великобритании. Полное водоизмещение превышало 51 000 тонн. Первоначальный проект имел корпус, идентичный классу «Кинг Джордж V». Однако впоследствии было решено поднять нос судна, так как у предшественника из-за низкого борта на палубе часто находилась вода. Так, высота борта в середине корабля составляла около 7 м, в носовой части она была поднята до 11 метров. Диаметр циркуляции составлял 1000 м, для такого размера судна это были вполне приемлемые цифры.

Большое внимание уделялось водонепроницаемости. Всего в нижней части корабля насчитывалось 1 059 изолированных отделений. В случае пробоины судно останется на плаву.

Бронирование соответствовало предыдущим английским линкорам. Главный броневой пояс изготавливался из крупповской цементированной брони толщиной до 356 мм. Башни 381-мм пушек обшивались 305-мм и 343-мм стальными плитами. Нижняя часть судна также была защищена аналогично классу «Кинг Джордж V». В 1941 году один из кораблей данного типа был затоплен в результате торпедирования. Опыт показал, что подводная защита дредноутов очень слабая. Несмотря на это, в «Вэнгарде» практически никаких изменений сделано не было. Оборона состояла из трех пластов. Внешняя часть была полой, она служила для распределения давления на большую площадь. Средний отсек был заполнен водой – он гасил энергию взрыва. Внутренняя зона также была пустой, она должна была распределять оставшуюся ударную волну.

Дредноут «Вэнгард»

Мощность двигателей составляла 130 000 л.с., которые обеспечивали скорость хода в пределах 29,5 узлов. Максимальные показатели были зафиксированы на первоначальных испытаниях, они достигали 31,57 узлов. Дальность плавания без дозаправки в экономичном режиме составляла 8 400 миль.

Вооружение линкора «Вэнгард»

  • Главный калибр включал 4 башни, на каждой из которых было расположено по две морские пушки калибром 381-мм, BL 15″/42 Mark I. Новые дредноуты других стран имели более мощное вооружение, однако такой выбор был обусловлен тем, что орудия уже имелись в наличии – не было необходимости тратить деньги на их производство. Техника равномерно размещалась в носовой и кормовой частях. Дальность стрельбы составляла 22,5 км.
  • 133-мм универсальная артиллерия 5,25″ QF Mark I состояла из 16 единиц.
  • Зенитная артиллерия включала многоствольные орудия QF 2 pounder Mark VIII и 40-мм автоматы «Бофорс».

Линейный корабль «Вэнгард»

Служба

В свое первое путешествие «Вэнград» отправился с королем и его свитой на борту. Для этого предварительно были проведены работы по улучшению кают и прочей жилой зоны. После этого судно осуществило несколько не боевых походов по Средиземному морю, также принимало участие в учениях с кораблями НАТО. В 1954 году последний британский линкор был выведен в резерв. Спустя 6 лет отправлен на слом.