Боинг АЕ-18 «Гроулер»

Боинг АЕ-18 «Гроулер» — 2007 год

Ссамолет радиоэлектронной борьбы EA-18G

Боинг АЕ-18 «Гроулер» — самолет радиоэлектронной борьбы, базирующийся на палубах авианосцев. Он спроектирован компанией Боинг на 90% по образу и подобию F/Ф-18F «Супер Шершень». Первый испытательный полет самолет произвел в конце лета 2006 года. А через год началось его серийное производство. Военно-Морская авиация приняла в свои ряды АЕ-18G вместо устаревшего AE-6B «Проулер».

Взлет истребителя EA-18G

Основные характеристики

Его основные характеристики идентичны знаменитому штурмовику F/Ф-18F. Длина составляет 18,3 метра, размах крыла в разложенном виде – 13,7 м, а сложенное крыло имеет длину почти 10 метров. Масса пустого самолета 15 тонн. Максимальная взлетная масса – 22772 метра.

У самолета два газотурбинных двигателя General Electric 414 с форсажной тягой 98 кН на каждый, что позволяет отрываться от палубы с помощью катапульты со скоростью 263 километров в час и развивать скорость до 2000 км/час. С тремя подвесными баками боевой радиус аппарата повышается до 833 км, а максимальная высота, которую достигает самолет – 15,8 км.

Вооружение отличается от образца модификации отсутствием пушечной установки. Вместо него установлена система создания помех «Рэйтеон». Самолет оснащен авиабомбами, восьмью управляемыми ракетами класса «воздух-суша»:

  • AGM-65 «Маверик»
  • AGM-84 «Гарпун»
  • AGM-84E SLAM и AGM-84H SLAM-ER
  • AGM-88 «Харм»
  • AGM-154 JSOW
  • GBU-10 и GBU-31 JDAM
  • И восьмью управляемыми ракетами «воздух-воздух»: две ракеты AIM-9 и 6 ракет AIM-120.

EA-18G

На борту установлено радиоэлектронное оборудование, позволяющее подавлять радиолокационные системы противника, а также предупреждающее о возможном излучении со стороны противника. Самолет оснащен связным оборудованием USA-113 и ложной тепловой целью для отвлечения внимания от объектов. Необходимо отметить, что особенность «Гроулер» является наличие системы «Инсанс», которая позволяет обеспечивать стабильную связь при работе оборудования, создающих помехи.

Команда на борту состоит их двух человек: пилота и оператора, обеспечивающего радиоэлектронную борьбу, анализирующего информацию о противнике и передающего данные средствами связи.

Задачи и цели

Корабельная авиация нуждалась в самолете, который мог бы вести радиотехнические разведки и подавлять радиоэлектронные средства вражеских разведчиков. Экипаж состоит только из оператора радиоэлектронной борьбы, обеспечивающий весь ее процесс. Самолет создает помехи радиолокационных систем и системы связи противника и при необходимости уничтожает вражеские РЛС управляемыми ракетами «Харм». Благодаря мощнейшему бортовому оборудованию находит и определяет источники электромагнитного излучения. Также он способен выполнять задачи истребителя-бомбардировщика и штурмовика.

Участия в боевых действиях

Впервые «Гроулеры» приняли участие в военных действиях в 2010 году в Ираке. Пять AE-18G эффективно выполняли задания в интересах войск Соединенных Штатов Америки.

После успешно выполненных задач в Ираке палубная авиация приняла решение о необходимости участия корабельных самолетов в ливийском конфликте. ВВС США направило аппараты в страну в связи с осложнившейся обстановкой. Пять самолетов эскадрильи, которые находились на итальянской авиационной базе, мартовской ночью 2011 года поднялись в небо для проведения разведки. В разведывательных операциях «Гроулеры» применяли ракеты «Харм», нанося удары по реальным объектам. Благодаря самолетам были отбиты нападения сухопутных войск правительства Ливии. Также Боинги АЕ-18G атаковали ливийские танки на юге страны.