Су-25УТГ

Су-25УТГ — 1990 год

Самолет Су-25УТГ

Палубная авиация нуждалась в учебном самолете, который мог воспроизводить все летные характеристики боевой машины. Так с 1984 года инженеры конструкторского бюро Сухого начали разрабатывать проект Су-25УТ, возглавлял его главный конструктор В. П. Бабак. В начале 1988 года на базе штурмовика Су-25УБ был создан первый летный тренажер. В октябре того же года летчики ВМС СССР впервые опробовали тренажер. Через год и до 90 года самолетным строением было выпущено первая десятка, в следующие пять лет дополнительно было построено еще пять самолетов. Военно-Морская авиация приняла его на вооружение в начале 1990-хх гг.

Су-25УТГ

Основные характеристики

Отличий учебной модификации Су-25УТГ от его прародителя практически нет. В длину фюзеляж вместе с хвостом составляет 15,5 метра и крыло – около 14 метров в разложенном виде и массой 9700 килограммов. Под крыльями остались 4 подвесных топливных бака по 800 кг каждый, что позволяет самолету совершать полеты дальностью 1850 километров. При необходимости баки можно сбросить. Максимальная взлетная грузоподъемность — 17,6 тонны.

Максимальная скорость, которую может развить самолет-тренажер – 1000км/час. На нем установлена силовая установка модели Р-95Ш, мощность которой 8000 лошадиных сил.

Самолет взлетает со скоростью 60 метров в секунду. Разгон тренажер начинает с того, что персонал авианосца освобождает самолет от специальных тормозящих конструкций, а пилот переводит двигатели в турборежим. Он может подниматься как с сухопутной взлетной полосы, так и с трамплина длиной 150-200 метров с авианосца. Приземляется тренажер со скоростью 210 км/ч с помощью специального тормозного крюка, который при посадке цепляется за стальные тросы, растянутые поперек палубы. Устройство снабжено гидравлическими тормозами, которые позволяют существенно сократить тормозной путь аппарата.

Самолет Су-25УТГ

На Су-25УГТ помещается экипаж из двух человек.

Одним из главных отличий самолета от базовой модели заключается в том, что на тренировочном штурмовике полностью отсутствует вооружение. Именно по этой причине были внесены некоторые существенные изменения в конструкцию. В передней части корпуса конструкторы закрыли отверстия, где должны были находиться пушечные установки. В кабине второго пилота установлен оптический прибор переднего обзора – перископ. Бронированные люки заменили алюминиевой конструкцией, а в кабине пилота, где были установлены боевые пульты, поместили специальные заглушки. Стоит упомянуть, что в хвосте самолета вместо парашютного тормоза поставили посадочный крюк, а для снижения нагрузки от гака хвостовую балку укоротили и усилили.

Задачи и цели

СУ-25УГТ играет роль тренажера. На его борту летчики отшлифовывают взлетно-посадочные навыки на устройства с трамплинами и укороченными полосами. Пилоты военных частей ВМФ России и начинающие летчики в училищах используют самолет для своего обучения. Они отрабатывают различные техники пилотирования и самолетовождения. Помогает отточить навыки взаимодействия пилотов в групповых вылетах.

Участие в боевых действиях

СУ-25УГТ никогда не производили вылеты в условиях военных конфликтов, и вряд ли это когда-нибудь произойдет. Тренажеры Су-25УГТ не предназначены для участия в боевых действиях, так как в его комплектации отсутствует боевое вооружение. Корабельная авиация ВМФ России до сих пор эксплуатирует самолет на летном полигоне НИТКА в Крыму. Самолет-тренажер входит в состав эскадрильи тяжелого крейсера-авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и обучает на своем борту лучших пилотов-истребителей.