Самолет-тральщик Юнкерс-52/3m

Самолет-тральщик Юнкерс-52/3m — 1932 год

Junkers-52/3m

Юнкерс-52/3m Ms – модификация знаменитого немецкого гражданского самолета Юнкерс-52. Немецкие войска активно использовали самолет и многочисленные его версии во Второй Мировой Войне. Идея создания тральщика возникла в ответ на массовое применение мин армией Великобритании. В 1939 году два немецких физика предложили устройство, которое могло искать и уничтожать мины. Оборудовать предлагалось гражданский Юнкерс-52. Так Военно-Морская авиация Германии получила самолет-тральщик.

Юнкерс-52 3m

Основные характеристики

Длина самолета составляла 18,9 метра с размахом крыла – 29,3 метра. Его масса без снаряжения была около 6,5 тонны, а взлетная масса – 10,5 тонны. Одна половина самолетов была оснащена большими кольцами из особо прочного сплава на основе алюминия и меди. Тральное оборудование было расположено под корпусом и крыльями самолета и составляло в диаметре 14 метров. По специальной обмотке кольца пропускался высокоразрядный ток. На второй половине устанавливались контейнеры с 30 зарядами для взрыва акустических мин.

Нагрузка трального оборудования хоть была высокой, но от этого летные характеристики практически не ухудшались за счет силовой установки. Установка состояла из трех двигателей модели BMW-132 Т-2 мощностью каждого 830 лошадиных сил. Благодаря двигателям самолет мог развить скорость до 250 км/ч и улетать за 8000 км.

У тральщика был угловатый металлический фюзеляж с гофрированной обшивкой, шасси самолета не убирались. В кабине помещался экипаж из пяти человек.

В данной модификации вооружение не предусматривалось.

Задачи и цели

В задачи самолета-тральщика входил поиск, нахождение и уничтожение морских мин любого вида, а также сопровождение судов через минные заграждения. Мины взрывались в 300 метрах от самолета, который при тралении мин летел на низких высотах – от 20 до 50 метров над водой. Палубная авиация в годы войны имела на вооружении около 70 переоборудованных тральщиков. Эти неприхотливые и надежные в работе машины были рабочими лошадками немецкой армии. Юнкерсы были настолько легки в переоборудовании, что иногда без трального оборудования их использовали как средство для транспортировки личного состава и грузов.

Самолет Юнкерс-52 3m

Участие в боевых действиях

Корабельная авиация эксплуатировала самолеты вплоть до конца войны. В годы Второй Мировой Войны минные сражения распространялись на новые районы, и войска Германии нуждались в большом количестве тральщиков. Производство самолетов росло. Но к концу войны Ю-52 Ms были практически все уничтожены советскими войсками и другими армиями-союзниками.

Основными местами военных действий, где участвовали тральщики, были Балтика и Черное море. Именно там разворачивалась минная война. В 1940 году совершил свой первый вылет у берегов Голландии. В боевом режиме Ю-52 летам над водой до 50 метров, а электромагнитный трал излучал волны, благодаря которым срабатывали детонаторы мин. После первого полета было создано специальное авиаподразделение, где «Юнкерс» стал главным самолетом-миноискателем. В 1941 году произошел интересный факт. На Балтийском море при захвате Советской части Прибалтики немецкие войска столкнулись с тем, что их суда не могут пройти через Балтику. Передвижению кораблей мешают заминированные Германией районы Балтийского моря. Юнкерсы совместно с другими тральщиками Do23 были вынуждены обезвреживать собственные мины.

Самолеты использовались с наземных аэродромов у берегов Атлантического океана, а также на Черном, Адриатическом и Северном морях. В 1944 году на побережье Венгрии работало 6 самолетов-тральщиков для разминирования вод Дуная. В 1945 году самолеты перестали совершать боевые вылеты, так как у немецких войск катастрофически не хватало топлива.