Подводные лодки проекта 611

Подводные лодки проекта 611 — Зулу 21

Создание подводных лодок проекта 611 — история

Подводные лодки первого поколения «холодной войны» Советского Союза и Соединенных Штатов, в том числе узкоспециализированные американские катера K и лодки GUPPY, сильно заимствованы из немецких конструкций и технологий. Большое количество подводных лодок GUPPY и Project 613 / Whisky, а также меньшее количество подводных лодок Tangs, K-boat и Project 611 / Zulu показало, что подводные суда будут играть важную роль в стратегиях как Обьединённых Государств и СССР в период холодной войны.

Подводные лодки проекта 611 - Зулу 21

Предпосылки к созданию

В этот период роль современных советских дизель-электрических подводных лодок оставалась в основном такой же, как и во время Второй мировой войны, то есть уничтожением военной техники противника и береговой обороны. Однако роль американских подводных лодок переместилась в ASW в ожидании советской эксплуатации немецкой технологии подводных лодок и технологий строительства, которые могли бы затопить океан современными подводными лодками. Кроме того, географические факторы заставили бы советские подводные лодки добираться до открытых океанских зон через узкие проливы, что, как считалось, облегчило бы использование подводных лодок-охотников (SSK) для перехвата советских подводных лодок по пути их эксплуатации.

История создания

Эти начальные послевоенные подводные программы обоих флотов привели к созданию крупных предприятий по производству подводных лодок и компонентов в каждой стране.

Даже по мере завершения проекта «Проект 613 / Виски» в 1947-1948 годах ЦКБ-18 предпринял проект более крупной подводной лодки под руководством главного конструктора С.А. Егорова. 77 Проект 611, известный на Западе как Зулу, имел поверхностное перемещение 1830 тонн и длину почти 297 футов (90,5 м). Это была самая большая подводная лодка, которая будет построена в СССР после 18 крейсеров класса К (серия XIV), которые присоединились к флоту с 1940 по 1947 год. Зулу, как правило, был похож по размерам и возможностям оружия на подводные лодки американского флота, развился больше чем за десять лет до этого, за исключением того, что советский корабль превосходил подводные характеристики — скорость, глубина и маневренность. В дополнение к десяти торпедным трубам с 22 торпедами (или эквивалентной нагрузкой мин) проект 611 / Зулу предназначался для перевозки двойного 76-мм орудия; вместо этого первые юниты были вооружены двойной 57-мм зенитной установкой и двойной 25-миллиметровой опорой. Они были установлены только на первые несколько кораблей и вскоре были удалены. (Извлечение пушек увеличило скорость подводной лодки почти на один узел).

Проектирование

Проект 611 снова отразил технологии, собранные с подводной лодки типа XXI, уточненные советскими конструкторами и адаптированные к их требованиям и ограничениям. Например, пределы мощности имеющихся дизельных двигателей привели к тому, что Зулу был оснащен тремя дизельными двигателями для привода трех гребных валов. Проект 611 стал первой трехвальной подводной лодкой, которая будет построена в России более четырех десятилетий. Было предпринято усилие по установке оборудования на звукопоглощающих устройствах, и были предприняты другие усилия для снижения шума машин.

Подводная лодка проекта 611

Постройка и испытания

Ведущий корабль, B-61, был заложен 10 января 1951 года на судостроительной верфи в Судомехе в Ленинграде. Ее завершение было отложено из-за нескольких дефектов, обнаруженных на других советских подводных лодках, некоторые из которых привели к погружениям. Изменения включали средства выдувания основных балластных танков в чрезвычайной ситуации, гидравлическую систему и укрепление кормы из-за повышенной вибрации, когда вращались все три вала. B-61 был запущен в 1953 году и принят Военно-Морским Флотом 31 декабря 1953 года, но все же замечательное время постройки с учетом размера и сложности проекта 611.

Раннее планирование вызвало 30 подводных лодок проекта 611. Однако на Судомехском дворе было заложено только 13 подводных лодок, из которых восемь были доставлены в Ленинград на ВМФ. Остальные пять кораблей были переведены в незавершенное состояние через систему Беломор-Балтийский канал на Молотовский двор для завершения. Молотовский дворик над Полярным кругом у порта Архангельск был создан Сталиным в 1930-х годах для производства линкоров. Еще 13 подводных лодок проекта 611 были построены в Молотовске, первые суда полностью построены на дворе.

Вооружение подводных лодок проекта 611

Все подлодки проекта 611 / Зулу 21 отправились в море в качестве торпедных кораблей с 1953 по 1958 год, а пять были завершены или переоборудованы в качестве подводных лодок с баллистическими ракетами. Торпедно-вооруженные подразделения проекта 611 и большое количество классов проекта 613 / Виски стали основой советских подводных сил в 1950-х и 1960-х годах, а также в ядерной эпохе.

Минно-торпедное вооружение

С этими новыми подводными лодками появятся новые торпеды, в том числе акустические самонаводящиеся торпеды при использовании против надводных кораблей, а также подводных лодок. Советский интерес к акустическим торпедам начался после того, как немецкий U-250 был спасен и обнаружили, что находится на борту три акустические самонаводящиеся торпеды T5. Они стали важными для союзников, а также для развития советских торпед, а британским техническим специалистам был предоставлен доступ к восстановленному оружию Т5 по конкретной просьбе премьер-министра Уинстона Черчилля Сталину.

торпеда SAET-50

После войны советские инженеры получили доступ к немецким торпедным технологиям, а в 1950 году была принята и обслуживалась первая советская акустическая самонаводящаяся торпеда SAET-50. Это оружие было грубым, что эквивалентно немецкой акустической торпеде T5 1943 года. В 1958 году была принята первая полностью советская торпеда ASW — SET-53. Она имела мощность в 23 узла, с дальностью действия 6 560 ярдов (6 км); диапазон был скоро увеличен с улучшенными батареями. Вариант SET-53M 1963 года с серебряно-цинковой батареей имел скорость 29 узлов с глубиной 15 310 метров (14 км).

В то время как в Соединенных Штатах и ​​Советском Союзе с конца 1940-х годов производились передовые дизель-электрические подводные лодки и новые торпеды, также разрабатывались более продвинутые концепции подводного движения.