Подводные лодки проекта 613

Подводные лодки проекта 613

Подлодки типа 613

Представляют собой самую успешную серию дизель-электрических подлодок среднего водоизмещения. За всю историю отечественного флота строительство ПЛ такого типа носило массовый характер благодаря улучшенным техническим характеристикам и своему многоцелевому назначению. Всего, за период существования проекта, было выпущено 215 лодок, которые помимо нанесения торпедных ударов и разведки, могли использоваться при выполнении минных постановок, оперативной и позиционной службы в районах дислокации противника.

Подлодка проекта 613

Предпосылки к созданию

Во время Великой Отечественной войны стало понятно, что выпускаемые с начала 30-х годов «Щуки» устарели и уже не могут успешно противостоять подлодкам противника по глубине погружения, возможностям торпедной стрельбы и другим характеристикам. Поэтому, в 1942-м принято решение о разработке субмарин среднего водоизмещения (проект 608).

Вместе с тем, в 1944-м проект конструкторов был забракован Управлением кораблестроения. Причиной указывалось плохое вооружение и недостаточная дальность действия, тогда как на самом деле имелись совершенно другие мотивы для прекращения дальнейших разработок.

Схема подводной лодки проекта 613

Так, в июле 1944-го немецкая подлодка U-250 (тип VIIC) была затоплена в Финском заливе и отбуксирована в Кронштадт для тщательного изучения. В дальнейшем изучению подлежали недостроенные трофейные субмарины типа ХХI, захваченные в Данциге на верфях. По результатам исследований Главкомат ВМФ Советского Союза в 1946-м году утвердил техническое задание на разработку проекта 613 вместо 608.

История проектирования и постройки

При создании чертежей особенное внимание уделялось маневренности в подводном положении, улучшению ходовых качеств, усилению вооружения, применения более совершенных средств наблюдения и связи. Необходимо отметить, что по некоторым параметрам были достигнуты результаты, превышающие указанные в ТТЗ. Так, боезапас удалось увеличить на две торпеды, а скорость подводного хода на один узел.

В целом, говоря о проекте можно сказать, что он включил в себя лучшие качества как нереализованных отечественных проектов, так и технические решения германских судостроителей. В июне 1950 года проведены первые гидравлические испытания, а в июле две субмарины серии С-61 и С-80 были спущены на воду (при 70% готовности). Однако, в ноябре того же года ДПЛ С-61 опрокинулась при выходе из дока, в результате чего были затоплены три отсека из семи. ЧП произошло по причине неправильной постановке в док.

Разрез модели подводной лодки проекта 613

Первые швартовые испытания выявили следующие недостатки: вибрация механизмов; гидравлические удары из-за попадания забортной воды в систему; наблюдались сбои в работе клапанов вентиляции; разворачивание выдвижных устройств в связи с отсутствием направляющих.

Глубоководные испытания проводились в июле 1951-го, а уже в мае 1954 года субмарины были одобрены комиссией по Госприемке и включены в состав ВМФ Советского Союза.

Торпедный отсек

Вооружение и конструкция корпуса

  1. Корпус — субмарина представляла собой двухкорпусную конструкцию, из легированной стали имеющей пределом текучести не ниже 40 кг/см². Внутри конструкция разделена на семь отсеков: 2 торпедных, в том числе оборудованных под жилые; 1 – центральный пост; 1 – дизельный; 1 – электромоторный; 2 – аккумуляторных, в одном из которых расположены кубрик и кают-компания старшин, камбуз и 2-я группа АКБ.
  2. Энергоустановка – включает в себя два нереверсивных дизельных двигателя (шестицилиндровые, двухтактные) и два электродвигателя, являющихся главными. Примечательно, что впервые в отечественном кораблестроении стало использоваться РДП, обеспечивающее работу дизельных двигателей в подводном пространстве. РДП представляет собой выдвижное оборудование, с помощью которого подавался свежий воздух. Питание электродвигателей осуществляется с помощью 224 АКБ.
  3. Вооружение – изначально субмарины, помимо торпедных аппаратов, оснащались артиллерийскими орудиями (2 М-8 калибра 25 мм и СМ-24-3ИФ калибра 57 мм). В соответствии с Решением Совета Министров СССР все артвооружение было демонтировано в 1956 году. Торпедное вооружение состояло из 6 беспузырных воздушных аппаратов (калибр — 533 мм), четыре из которых располагались в носовой части ПЛ, а два на корме. Глубина применения составляла не более 30 м, а в модернизированных лодках – до 70 м. При необходимости было предусмотрено размещение в отсеках АМД-1000 (донных мин) взамен торпед. Управление стрельбой осуществляется из третьего отсека при помощи ПУТС-Л4-2.

Вспомогательное оборудование

Субмарины проекта 613 оснащались в основном оборудованием, разработанным исключительно для данного типа ПЛ, которое систематически модернизировалось.

Последними разработками гидроакустической системы стали ГАС «Кола», обеспечивающая сопровождение цели в автоматическом режиме, и «Алдан», осуществляющей круговое сканирование. Радиотехническое вооружение включает в себя пеленгатор, ответчик системы опознавания, станцию разведки и внутрикорабельную связь.

Модель подводной лодки

Боевая эффективность

Технические характеристики ДПЛ проекта 613 выгодно отличают от зарубежных конкурентов, что позволило нашей стране выйти на международный рынок. К наиболее значимым следует отнести:

  • водоизмещение – 1347 (подводное), 1055 т (надводное);
  • время погружения – от 35 до 38 секунд;
  • возможность работы в автономном режиме составляет 30 суток;
  • скорость хода – подводная составляет 13,6 узла, надводная – 18,2;
  • максимальная глубина – 200 м (рабочая – 170 м);
  • дальность хода – надводная от 8580 до 13000 миль (в зависимости от скорости хода), подводная – от 13,35 до 353 миль (в зависимости от скорости);
  • непрерывное пребывание под водой возможно до 200 часов.

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции и используемого оборудования, субмарины проекта 613 являлись самыми надежными и бесшумными из линейки ДПЛ ВМФ Советского Союза.