Авианосцы Франции

Авианосцы Франции

Первые французские авианосцы

Первые шаги в оснащении военного флота авианосцами были сделаны французами еще в первой четверти XX века. Вслед за англичанами они превратили в авианосец линкор «Беарн», оснастив его палубой для взлета и посадки самолетов, длина которой составила 182 м, ширина 31 м. В 30-е годы прошлого века корабль модернизировали. Но это не позволило авианосцу проявить себя в годы войны. Как только Париж сдался нацистам, он отправился на Антильские острова, где и простоял до 1944 г.

Военные действия на море в ходе войны 1939 – 1945 гг. показали, что именно авианосцы способны эффективно выполнять боевые задачи в новых условиях. Практически весь флот Франции оказался не способен к сопротивлению и был уничтожен. Руководство страны понимало необходимость оснащения флота кораблями такого типа, в первую очередь, с целью усилить свое присутствие во французских колониях. «Bearn» уже морально устарел, его какое-то время использовали в качестве плавучей базы, а затем вывели из состава вооруженных сил.

Авианосец «Беарн»
Авианосец «Беарн»

Собственных возможностей Франция не имела, былые лидирующие позиции в области кораблестроения были безвозвратно утеряны. Считая, что для решения военно-политических задач ей необходимо 6 авианесущих кораблей, Франция рассчитывала на помощь союзников. Но США и Англия не спешили делиться технологиями, но готовы были дать не новые корабли авианосители. В итоге, первые послевоенные авианосцы Франции были иностранного производства. Великобритания передала 2 судна:

  • 1945 г. конвойный авианосец «Битер» (12 150 т, 20 самолетов). Он был создан в США по ленд-лизу для Англии. Во Франции получил название «Диксмюд». До 1960 г. французы активно использовали судно во время войн за колонии во Вьетнаме и Алжире. Через 6 лет его возвратили в США.
  • 1946 г. у англичан арендован, а через 5 лет выкуплен авианосец «Колоссус» (19 600 т, 24 самолета). Во Франции служил под названием «Арроманш». Был в составе ВМС до 1974 г. За это время несколько раз модернизирован, участвовал в войне против Египта в 1956 г.

Соединенные Штаты также передали 2 легких авианосца типа «Индепедент», водоизмещение 15 800 т, 26 самолетов:

  • 1951 г. «Ленгли» (американцы уже не использовали его, переведя в резерв), во Франции получил название «Лафайет», прослужил до 1964 г.
  • 1953 г. «Белло Вуд» переименованный в «Буа Бле», был необходим для войны в Индокитае в 1954. По возвращению прошёл модернизацию, использовался как авиатранспорт до 1960 г.

Авианосец «Беарн»

Первые авианосцы на службе ВМФ Франции
НазваниеВведен в эксплуатациюВыведен из состава флота
Беарн /Béarnмай 1927(Франция)1949
Битер/ Диксмюд
Biter/Dixmude
1мая 1942 (Великобритания)
9 апреля1945 (Франция)
1966
Колоссус«Арроманш»
Colossus/Arromanches
16 декабря 1944 (Великобритания)
1946 (Франция)
1974
«Белло Вуд»/«Буа Бле»
Belleau Wood/Bois Belleau
31 марта 1943 года (США)
23 декабря 1953 (Франция)
1964
«Лэнгли»/«Лафайет»
Langley/La Fayette
31 августа1943 (США)
2 июня 1951 (Франция)
1963

Многоцелевые авианосцы типа «Клемансо»

За время пользования иностранными кораблями французские специалисты предложили свой проект авианосца. По имени председателя совета министров Франции 1906-1909 и 1917-1920 гг. Ж. Клемансо его назвали «Clemenceau». Он предназначался для поддержки с воздуха десантников и для обезвреживания частей противника. Проект предусматривал, что взлетно-посадочная палуба, развернутая на 8 градусов относительно борта корабля, будет вмещать 40 самолетов. Ее оснащение составляли 2 паровые катапульты, предназначенные для ускорения старта самолетов массой до 18 т., 2 самолетоподъемника, 4 аэрофинишера и аварийный барбет. Под ней расположен ангар, размером 180/25 м, который со всех сторон был закрыт, чтобы защитить самолеты от попадания на них снарядных осколков и воды.

В конце 1955 г. судостроители верфи в Бресте приступили к закладке первого собственного авианосца R-98. Хотя в ходе строительства пришлось немного отступить от первоначального проекта, разведя катапульты в носовую и угловую части палубы. Через 2 года начались его испытания, завершившиеся в 1961 г. В эксплуатацию был введен образец высокого технологического уровня.

Авианосец "Клименсо"
Авианосец «Клименсо»

В феврале 1957 года было начато строительство еще одного авианосца такого типа «Foch» (R-99). На этот раз была выбрана одна из самых больших судостроительных верфей в Европе «Шантье д’Атлантик», входящая в подразделение южнокорейской группы в Сент-Назере. Введен в строй ВМФ в 1963 г. По своим характеристикам он практически не отличался от первого авианосца.

Регулярно авианесущие корабли Франции проходили профилактическое обслуживание и ремонт. В конце 1980-х г. была проведена серьезная  модернизация. Корабли буквально начинили электроникой разного назначения, усилили боевое оснащение и авиационную группу:

  • Электроника: Были установлены радиолокаторы и радиолокационные станции для управления огнем, обнаружения целей на земле и воде, авиационного предупреждения, гидроакустические системы, навигационная радиолокация, обеспечивающая полеты авиационных машин;
  • Вооружение 4 артиллерийских орудия калибра 100-мм, 2 пусковые установки  восьми-ствольных ЗРК «Наваль Кроталь»;
  • Авиация: 16 истребителей-бомбардировщиков «Super Etandard»; 3 фоторазведчика «Etendard»; 10 F-8E «Crusader» истребителей-перехватчиков; 7 противолодочных самолета Alize; 2 вертолета противолодочной обороны «Super-Frelon» 2 вертолета А-316 «Alouette».
Истребитель-бомбардировщик «Super Etandard»
Истребитель-бомбардировщик «Super Etandard»

Модернизация позволила продлить службу «Клемансо» до 1997 г., после чего он был отправлен на утилизацию. А «Фош» в 2000 г. был продан Бразилии, переименован в «São Paulo» и с 2001 г. являлся ведущим авианосцем бразильского ВМФ.

Планируя модернизацию судна, в 2014 г. авианосец поставили на ремонт. Для продления срока службы корабля до 2039 г изначально предполагалось заменить двигатели, провести перевооружение, усилить катапульты. Но стоимость ремонта оказалась слишком дорогой для Бразилии. И вместо ремонта начался процесс вывода из эксплуатации.

Авианосцы типа «Клемансо»
НазваниеВведен в эксплуатациюВыведен из состава флота
«Клемансо»/
«Clemenceau»
31 декабря 19611 октября 1997
«Фош»/«Сао-Пауло»
«Foch»/ «São Paulo»
15 июля 1963 (Франция)
15 ноября 2000 (Бразилия)
15 февраля 2017 г. принято
решение о его выводе. Демилитаризация
продлится до 2020 г.

Современные авианосцы ВМС Франции

К 80-м гг. оба корабля морально устарели. Для их замены командование флота посчитало необходимым начать разработку атомных кораблей. Планировалась закладка двух кораблей такого типа «Бретань» и «Прованс». В 1995 г. они должны были введены в эксплуатацию. В результате из-за финансовых проблем был построен только один.

Он получил название по имени президента пятой республики «Шарль де Голль». Первый атомный авианосец Франции имел водоизмещение 36 000 т. Его строили десять лет, и обошелся он бюджету недешево — 17 миллионов франков.

К сожалению, при строительстве корабля оказались допущены серьезные нарушения, которые выявились в ходе испытаний. Этим же объяснялась задержка с вводом в строй – лишь 30 сентября 2000 г. Дефекты были настолько серьезны, что их не удается устранить полностью, поэтому большую часть своей службы «Шарль де Голль» находится на ремонтных работах.

Схема авианосца "Шарль де Голль"

Несмотря на это, «Шарль де Голль» считается одним из самых мощных авианосцев в мире. Хотя, по проектным решениям он похож на предыдущие корабли. Его водоизмещение составляет 42 000 тонн, наибольшую скорость, которую он может развивать — 27 узлов (50 км/ч), причем, может поддерживать ее достаточно долго. Работу судна обеспечивают два атомных реактора, рассчитанные на 6 лет непрерывной работы. Запасы продовольствия, топлива и боеприпасов обеспечивают 45 суток автономной эксплуатации. Наличие специальной системы позволяет пополнить запасы прямо в море.

Вооружение укомплектовано по американской концепции 16-зарядными ЗРК Aster-154; 6-зарядными зенитно-ракетными системами Sadral, предназначенными для самообороны; 20-мм одноствольными артиллерийскими установками GIAT-20F2.

Авиационная группа включает истребители-бомбардировщики типа «Super Etandard» или «Rafale M», самолеты ДРЛО Е-2С Hawkey и вертолеты Panther. Общая численность авиакрыла составляет 40 единиц.

Rafale M

Особо впечатляет бортовое электронное оснащение:

  • Электронная система «Зенит-8», под контролем которой может одновременно находиться 2000 объектов;
  • 6 радаров для обнаружения различных целей;
  • Уникальная поисково-следящая техника VAMPIR-NG;
  • Всевозможное радиооборудование для перехвата и противодействия;
  • На обслуживание судовых программ работают 50 выделенных каналов связи, 25 компьютеров;
  • Коммуникация осуществляется по спутниковым системам.

Экипаж – 1350 моряков и 600 человек авиакрыла. Дополнительно при необходимости есть возможность разместить 800 человек полка морской пехоты. Причем, на судне обеспечены высокие стандарты комфортности: зоны отдыха, приема пиши, сна, система вентиляции и кондиционирования.

Участие в военных конфликтах

Во второй половине прошлого столетия французские авианосцы принимали участие в составе международных сил в различных военных операциях.

  • В 1962 г. «Клемансо» участвовал в учениях объединенных сил НАТО «Big Game», проводившихся в западной части Средиземного моря и в ряде других проектов.
  • С 1982 по 1984 г. французские авианосцы «Клемансо» и «Фош» использовались руководством ВМФ страны для поддержки с воздуха сил миротворцев в Ливане во время  гражданской войны.
  • В 1987 -1988 гг. эти же корабли обеспечивали защиту торговому флоту Франции в Персидском заливе. Опасность составляли иранские боевые катера, которые нападали на любые суда.
  • 1990 г. участие в нашумевшей операции «Буря в пустыне». Французские авианосцы сопровождали ракетный крейсер «Colbert», обеспечивали транспортировку боевых вертолетов и грузовых автомобилей в Ирак.
  • В 1997 г. «Клемансо» осуществил свой последний поход, приняв участие в боевых действиях в Югославии.
  • XXI век – начало боевого пути нового авианосца. Первые учения для «Шарль де Голль» прошли в Средиземном море  в 2001 г., после которых он сразу же направился в Персидский залив для участия в операции «Несокрушимая свобода».
  • Частые ремонты не позволяли активно участие в военных конфликтах. Следующим крупным военным мероприятием стала операция «Шамаль» в Ираке и Сирии, начавшаяся 19 сентября 2014 г, Операция направлена на борьбу с боевиками экстремистской группировки «Исламское государство».

На сегодняшний день Франция является второй страной после США, которая имеют в составе ВМС авианосец с ядерной энергетической установкой. Но уже в течение нескольких обсуждался вариант о списании атомного авианосца. Взамен предполагалось разработать новый корабль на основе строящихся в Англии авианосцев типа «Куин Элизабет». Но пока ситуация находится в стадии неопределенности.