Авианосцы Германии

Авианосцы Германии

Немецкие авианосцы

После Первой мировой войны обстановка в Европе была весьма напряженной. В начале 30-х годов практически все главы государств понимали, что новая война неизбежна. При этом мало кто осознавал размеры будущей трагедии. А в это время вопреки строгим ограничениям Гитлер уже начинал активную подготовку к новым столкновениям. Его основной целью была могущественная Великобритания. Но перед этим войска Третьего рейха должны были обеспечить себя достаточными территориями на континентальной Европе. Для того, чтобы подорвать экономику Англии, необходимо было закрыть морские торговые пути, обеспечивающие импорт и экспорт на острове. В связи с этим Германия отдавала большое значение военно-морским силам.

Развитие палубной авиации вынуждало Гитлера также начинать планирование постройки авианосцев. Не стоит забывать, что согласно положениям Версальского мирного договора, подписанного в июне 1919 года, флоту было запрещено создавать агрессивные немецкие авианосцы и подлодки. С субмаринами дело обстояло неплохо – они незаметны в морях, а потому европейцы не могли достоверно знать о наличии, вооружении на них и тем более количестве подобных судов у Германии. Построить же незаметно авианосец, имеющий огромные размеры, было нереально. Тем не менее проекты таких кораблей начинали разрабатываться задолго до начала военных действий. А значит, у Гитлера были далеко идущие планы по захвату мира.

Граф Цеппелин
Граф Цеппелин

Подготовка к войне, проектирование авианосцев

В начале 30-х годов ВМС Германия не имела опыта строительства авианосных кораблей. При этом у соседней Британии уже стояли на вооружении подобные судна. Правда большинство из них было переоборудовано из других боевых или торговых кораблей. Учитывая полное отсутствие знаний по данной тематике, в дружественную Японию была направлена делегация из проектировщиков, которые в течение нескольких месяцев подробно изучали все проекты авианосцев, отмечали достоинства и недостатки имеющихся в наличии кораблей, брали на заметку новейшие разработки.

По приезду домой инженеры составили несколько проектов по переоборудованию и созданию абсолютно новых авианосных судов. Через некоторое время руководство приняло решение о начале строительства. Новый корабль должен был иметь длину 250 метров по ватерлинии с бронированным корпусом. Противоторпедная бронь была весьма слабая, полетную палубу планировалось оббить деревом. Под взлетно-посадочной полосой должен был расположиться двухъярусный ангар. Верхняя его часть включала 25 самолетов, а нижняя 18. Японцы на подобное судно устанавливали 2 самолетоподъемника. Однако этого количества оказалось недостаточно, поэтому на немецком авианосце планировалось 3 лифта грузоподъемностью 6,5 тонн каждый.

Изначально планировалось строить два одинаковых судна, которые обозначались буквами. Такие обозначения появились, потому что в Германии нельзя было давать имена кораблям до момента их спуска на воду. Как уже было сказано выше, главным противником считался флот Англии. Гитлер планировал напасть на нее в 1944-1945 годах. До этого момента необходимо было построить 2 авианосца. А в январе 1939 года фюрер подписал разработанный план «Z», согласно которому к 1948 году на вооружении флота должно быть 4 корабля с авианесущими возможностями.

Авианосцы Германии типа Graf Zeppelin

Flugzeugtrager А

Первый авианосец, по документам именуемый «Flugzeugtrager А», был заложен на судостроительном заводе в Киле, находящемся на побережье Балтийского моря. Все работы выполнялись в соответствии с утвержденным проектом. 28 декабря 1936 года был произведен спуск строящегося корабля на воду. На официальное мероприятие приехал сам Адольф Гитлер. С этого момента авианосец носил имя – «Граф Цеппелин». На этот момент судно было построено на 55%.

Модель крейсера Graf Zeppelin
Модель крейсера Graf Zeppelin

На палубе размещались катапульты, которые могли произвести четыре старта самолетов без подзарядки баллонов воздухом. Необходимый путь для разгона составлял всего 21,6 метров. В течение 3 секунд самолет, установленный на скользящей ферме, набирал скорость до 140 км/ч. Это были весомые показатели, готовые конкурировать с самыми передовыми ВМС мира.

Инженеры очень тщательно проверяли все конструкции. Так, испытатели первого аэрофинишера потребовали 915 раз приземлиться на палубу боевым самолетам, прежде чем они подтвердили его удовлетворительное состояние.

Дальность хода без дозаправки составляла 8000 миль, для этого требовалось 6500 тонн топлива. Загрузка этого объема была рассчитана при проектировке. Помимо авиации военное оснащение состояло из 150-мм и 105-мм универсальных орудий.

Весьма интересен тот факт, что непосредственно перед войной, в 1939 году, секретную постройку посетила делегация из СССР. Более того, в этот же период они купили у Германии артустановки, которые потом так необходимы были для «Графа Цеппелина».

Flugzeugtrager В

Заказ на второй авианосец — Flugzeugtrager В, поступил в ноябре 1935 года. За полгода до этого для него были закуплены энергетические установки. При этом начало строительство было произведено лишь спустя три года. А еще через один год, в начале осени 1939 года, на судостроительной площадке работы были прекращены. На тот момент была сконструирована бронированная палуба, для которой потребовалось 8000 тонн металла.

До объявления войны авианосец планировалось ввести в строй в 1941 году. Однако последующие события заставили руководство страны отказаться от этих планов. Спустя всего год после начала военных действий корабль продали на лом.

Авианосцы Германии в период второй мировой войны

«Граф Цеппелин» – ход строительства

В сентябре 1939 года готовность самого большого авианосца на европейском пространстве находилась на уровне 85%. Однако начало военных действий приостановило строительство. Авиационные атаки со стороны Британии вынудили немцев перевести корабль на восток. Под покровом ночи в сопровождении буксиров его перевезли в Готенхафен, а оттуда в другие более безопасные города.

авианосец Graf Zeppelin

В 1942 году морские сражения показали необходимость наличия авианесущего корабля. Адмиралы выступили с предложением о завершении строительства судна. Вместе с инженерами они обещали закончить работы в середине 1943 года. Но существовала проблема с авиацией. В наличии были только BF 109F и JU 87D. Прежние катапульты для них не подходили. Для производства и диагностики новых систем требовалось не менее двух лет. Существовал еще вариант переоборудования имеющихся конструкций – это занимало 6 месяцев. Кроме того, требовалось увеличить зенитную артиллерию, размещенную на надстройке и в боковой части палубы. По итогу Гитлер подписал усовершенствованный вариант авианосца. Оставалось вернуть корабль в Киль на судостроительную верфь.

По данным британской разведки «Граф Цеппелин» был практически завершен и в скором времени выйдет в море, поэтому у них стояла первоочередная задача – уничтожить германский авианосец. В связи с этим августовской ночью 1942 года на специальное задание отправились девять бомбардировщиков Lancaster. Но к намеченному месту прибыло всего семь единиц авиации. Туман не позволил пилотам увидеть вражеский корабль, и они скинули бомбы вслепую. Ни одна из них не попала в заданную цель.

В ноябре того же года Graf Zeppelin все же отправился в город Киль. Он двигался в составе 3 тральщиков и 6 сторожевых катеров. 5 декабря авианосец прибыл на место. В этот же день возобновилось строительство. Однако уже 30 января 1943 года Гитлер снова остановил работы. Причиной такого решения стало поражение в военной операции в Баренцевом море. Было потоплено много кораблей, без сопровождения которых авианосец не вышел бы в море. Все силы Третьего рейха были направлены на производство субмарин.

Корабль отбуксировали в район города Штеттин, вскоре с него было снято все вооружение.

Авианосец Зейдлиц (Seydlitz)

Первые годы войны показали необходимость наличия авианосцев. Не все сражения можно было выиграть за счет активно строящихся субмарин. В 1942 году было решено переоборудовать строящийся тяжелый крейсер «Зейдлиц» в авианосный корабль.

Авианосец Зейдлиц (Seydlitz)
Авианосец Зейдлиц (Seydlitz)

Следует отметить, что до этого судно планировалось передать СССР вместе с еще одним крейсером – Lützow, который был продан Советскому Союзу в 1940 году и в дальнейшем имел имя «Петропавловск».

К началу перестройки «Зейдлиц» был готов на 95%. Длина будущего авианосца составляла 212 м. При этом летная палуба имела следующие размеры: 197 м х 30 м. Под ней располагался одноярусный ангар. На вооружении должно было находиться 20 самолетов:

  • 10 пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju-87E;
  • 10 истребителей Messerschmitt Bf -109T.

Из-за угрозы бомбардировок со стороны Союзников в начале 1943 года корабль перебазировали в Кёнигсберг. С этого момента строительство было прекращено. В январе 1945 года советские солдаты приближались к городу, и «Зейдлиц» был потоплен немецкими военными. После завершения войны судно подняли со дна и продали в качестве металлолома.

Крейсер De Grasse

В 1938 году во Франции была произведена закладка первого легкого крейсера «De Grasse». Всего планировалось произвести 3 корабля класса «Ла Галиссоньер». Однако начавшаяся война и скорая капитуляция французов остановили строительство. В 1942 году, когда Гитлер решил срочно построить несколько авианосцев, инженеры составили проект переоборудования «De Grasse» в авианесущий крейсер. При этом существовало ряд проблем, которые препятствовали оперативной работе строителей:

  • Проблемы с энергетической установкой, которая была сконструирована не по немецким стандартам;
  • Все основные механизмы находились в плачевном состоянии, некоторые вспомогательные элементы не были установлены, а приобрести их не представлялось возможным.
Авианесущий крейсер De Grasse
De Grasse

Данное судно не было достроено в годы оккупации. В 1946 году Франция возобновила строительство, но снова в качестве крейсера.

Поражение Германии, советский трофей

В апреле 1945 года советские войска подступали к местам, в которых базировался «Граф Цеппелин». Узнав об этом, команда из 10 человек заложила судно несколько бомб и взорвала их. Все ключевое оборудование было повреждено, в нижние отсеки начали затапливаться, авианосец сел на мель. Прошло менее суток, и русские солдаты вошли в город.

После завершения войны все вражеские судна были распределены между Союзниками. 19 августа 1945 года немецкий авианесущий корабль был зачислен в ВМС Советского Союза в виде трофея. Его пробоины были залатаны, корабль подняли и отбуксировали к берегу. В течение следующих двух лет «Граф Цеппелин» ждал своей дальнейшей участи.

Моряки хотели реконструировать судно и поставить его на службу СССР. Однако советское руководство решило иначе. Весной 1947 года было издано постановление Совета министров № 601-209сс «Об уничтожении в 1947 г. бывших немецких кораблей категории «С». Согласно ему все вражеские морские трофеи, в том числе авианосцы Третьего рейха, должны подвергнуться затоплению. При этом данный процесс строго фиксировали, изучая живучесть судна.

Судьба авианосцы «Граф Цеппелин»

Во время затопления под корпус корабля заложили 24 бомбы. После одномоментного подрыва судно получило значительные повреждения, однако продолжало держаться на воде. После этого к уничтожению корабля подключилась авиация. Из 100 сброшенных бомб в цель попало лишь 6. И те сумели всего лишь сделать несколько вмятин глубиной до 10 см. Следующими на очереди были торпеды. После второго попадания судно накренилось и ушло под воду.

Западные эксперты долгое время считали, что немецкий авианосец затонул в период транспортировки из капитулирующей Германии в Советский Союз. Такое мнение было основано на том, что руководство СССР не сообщало координаты затопления.

В 2006 году судно «St. Barbara», принадлежащее польской компании и занимающееся разведкой месторождений полезных ископаемых, отправилось в Балтийское море. На протяжении нескольких лет на одном и том же месте постоянно разрывались рыбацкие сети. Появилось предположение, что там расположен неизвестный и опасный объект. «St. Barbara» должна была создать 3D карту местности. Каково же было удивление членов команды, когда они обнаружили на дне огромный корабль. На следующий день в указанное место отправились военные эксперты, которые и определили, что затонувшее судно — это легендарный «Граф Цеппелин».

Кто знает, какой исход мог быть у Второй мировой войны, будь у Гитлера готов Graf Zeppelin? Данный авианосец считается самым крупным из построенных на европейском пространстве до 1957 года. После этого появился французский Clemenceau.

Таким образом, Германия во главе с амбициозным и жестоким Гитлером так и не сумела воплотить в жизнь ни один из своих крупных морских проектов – к счастью, авианосцы Третьего рейха так и не вышли в море.

Почему у современной Германии не авианосцев

Современная Германия не имеет в наличии ни одного авианосца и не планирует их строительство. Это связано с тем, что данный корабль предназначен для атакующих маневров. Германия же, помня о своем негативном опыте, имеет категоричное мнение о невозможности решать проблемы военным путем. Весь ее флот сформирован из расчета обороны своих территорий и выполнения гуманитарных и миротворческих задач. А при возникновении серьезных конфликтов она может обратиться за помощью в НАТО, чьим членом является с 1955 года. Кроме того, с 2012 года все военно-морские силы страны прошли серьезную реорганизацию, в результате которой не осталось ни единого шанса на создание в ближайшем будущем авианесущих кораблей.

Несмотря на такие миролюбивые внешние факторы, эксперты все же отмечают, что не стоит думать, что это развитое европейское государство не имеет плана оперативного перевооружения. Не зря существует афоризм, принадлежащий писателю Курту Тухольскому: «Французский солдат — переодетый гражданин, немецкий гражданский — переодетый солдат».