Авианосцы России и СССР
Содержание:
История советских и российских авианосцев
Современные мощные военно-морские силы развитого государства стремятся иметь в своем распоряжении хотя бы один авианосец. На сегодняшний день данный вид вооружения необходим при проведении боевых операций на море и на суше. Авианосные крейсеры имеют большую ровную площадку – взлетно-посадочную полосу, и некоторое количество самолетов и вертолетов на борту. Кроме того судно оснащено ракетными установками, системами противовоздушной обороны и радиолокационными комплексами. Рассмотрим историю создания авианосцев на территории России и Советского Союза.

Первым прототипом авианосных кораблей стало судно «Русь», которое было куплено у Германии в 1904 году. Оно содержало 8 аэростатов и 1 воздушный шар. Однако быстро сообразив, что «Русь» непригодна для военных походов, немецкий корабль был продан. Далее в период двух мировых войн Советский Союз пытался использовать гидросамолеты, которые перемещались на плавающем постаменте, перестроенном из торговых судов. Однако такие эксперименты не шли ни в какое сравнение с развитием данных аналогов в США и Европе.
Во второй мировой войне морские сражения в Тихом океане происходили в основном посредством авианосцев США и Японии. Уже тогда ведущие западные державы осознали, что без крупных авианесущих крейсеров мировой океан завоевать невозможно.
Авианесущие суда Императорского флота России | ||
---|---|---|
Название | Введен в эксплуатацию | Выведен из состава флота |
Гидроавианосцы | ||
Алмаз | Декабрь 1903 | Октябрь 1924 |
Орлица | 1915 | 27 июля 1918 |
Император Александр I | 1914 | 22 ноября 1942 |
Император Николай I | Декабрь 1913 | 1942 |
Румыния | 1905 | 1919 |
Дакия | 1905 | 1919 |
Король Карл | 1905 | 1919 |
Император Траян | 1906 | 1919 |
Принчипесса Мария | 1905 | 1919 |
Татьяна (Припять) | 13 августа 1920 | 18 сентября 1941 |
Коммуна | 17 августа 1918 | 1919 |
Аэростатоносцы | ||
Русь | 1904 году | 1919 |
Советский период
В Советском Союзе авианосцы также проектировались не единожды. Однако руководство страны не видело в них необходимости и такие разработки не доводились даже до этапа строительства. Адмирал Николай Герасимович Кузнецов прилагал немало усилий для разрешения построить легкие и тяжелые авианосцы. Однако, после необоснованной отправки в ссылку на Дальний Восток, все его просьбы были отвергнуты.
С появлением ракетного оружия и ядерных разработок необходимость в огромных кораблях, по мнению действующих наркомов, сводилась к нулю. В случае начала военных действий такие корабли становились первой и главной целью противника. Но несмотря ни на что, все это время проектировщики не прекращали свою работу и продолжали создавать на бумаге все новые и новые разработки.

В 60-х годах прошлого века появились судна, имеющие в распоряжении вертолеты. Это было уже маленькой победой. Лишь к 1975 году началось строительство первого авианосного крейсера «Киев». Из Черного моря он отправился на Северный флот, весь путь его сопровождали корабли и авиация сил НАТО. Однако этот корабль вместе с взлетной площадкой был оснащен другим мощным вооружением, которое забирало значительное место на поверхности корабля. Ввиду этого «Киев» как авианосец выглядел устарелым судном. Америка на тот момент уже имела значительно превосходящие его корабли с ядерными реакторами. В течение следующих нескольких лет советские авианосцы пополнились еще тремя экземплярами. Один из них также отправился на Северный флот, два других уплыло в Тихий океан.
В период распада страны флот ожидала непростая ситуация, при которой продолжать обслуживать авианосные корабли было слишком затратным.
В 1993 году 3 авианосца были выведены из состава ВМФ России в достаточно молодом для такого класса кораблей возрасте и проданы за рубеж в качестве лома.
Последний корабль был переименован в «Адмирал Горшков». В 1995 году на авианосце произошел пожар, и его отправили на ремонт. Учитывая сложное финансовое состояние в стране, были проведены переговоры с Индией, и практически новый авианосец был продан для ВМФ азиатской страны.
Авианесущие суда СССР и России | ||
---|---|---|
Название | Введен в эксплуатацию | Выведен из состава флота |
Вертолётоносцы Проект 1123 «Кондор» | ||
Москва | 1967 | 7 ноября 1996 |
Ленинград | 1969 | 1991 |
Проект 1143.1-4 «Кречет» | ||
Киев | 28 декабря 1975 | 30 июня 1993 |
Минск | 27 сентября 1978 | 30 июня 1993 |
Новороссийск | 24 ноября 1982 | 30 июня 1993 |
Адмирал Горшков | 20 декабря 1987 | 5 марта 2004 |
Проект 1143.5-6 «Кречет» | ||
Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов | 20 января 1991 | В составе флота |
Варяг | 25 сентября 2012 | состоит на вооружении КНР |
Вместе с тем, в 1982 году в Николаеве было начато строительство полноценного современного тяжелого авианосца, на этом же судостроительном заводе спустя два года началось строительство еще одного такого же корабля. Судьба одного единственного авианесущего судна России была непростой. При производстве корабль несколько раз менял имя: «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». После развала СССР авианосец перешел в собственность к России и получил новое имя «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Это имя было присвоено первому ТАВКРу в честь человека, который всю свою сознательную жизнь провел рядом с морем и был в числе людей, отстаивающих возможность строительства авианосцев в Советском Союзе. Свою службу корабль несет на Северном флоте с 1994 года.
Второй строящийся тяжелый авианосец, под названием «Варяг», доставшийся в результате развала Союза Украине, так и не был достроен, а был продан Китаю. Таким образом, можно смело сказать, что авианосцы в СССР строились, однако их жизненный путь – кроме «Адмирала Кузнецова», внутри страны был коротким.
«Адмирал Кузнецов» – авианосец сегодня

Военное судно проекта 1143.5 до сих пор остается единственным авианосцем в составе РФ. Он необходим при устранении различных вражеских целей на воде и в качестве защиты морских границ России. Длина корабля составляет 306 метров, максимальная скорость достигает 29 узлов, может находиться в автономном плавании до 45 дней. На вооружении находятся следующие устройства:
- Комплекс «Бейсур»;
- 9 видов радиолокационного вооружения;
- Несколько типов радиоэлектронного вооружения;
- Зенитная артиллерия;
- Ракетное вооружение представлено ПКРК «Гранит», ЗРАК «Кортик», ЗРК «Кинжал»;
- Противо-лодочное вооружение;
- Авиация состоит из самолетов МиГ-29К (10 единиц), МиГ-29КУБ (4), Су-33 (14) и Су-25УТГ (2)
Технические характеристики авианосца «Адмирала Кузнецова» следующие: водоизмещение около 61000т, длина 306,45м, ширина 71,96 м, котлотурбинная энергетическая установка, может преодолеть до 8,5 тыс. миль, фактический экипаж более 1500 человек.
В начале 21 века российский авианосец встал на запланированную реставрацию, в ходе которой была проведена модернизация некоторых видов вооружения и улучшены технические системы корабля. По окончании ремонтных работ «Адмирал Кузнецов» в составе других тяжелых военных кораблей совершил несколько длительных походов в Северный Ледовитый океан, Атлантический океан и в Средиземное море. Таким образом, Военно-морской флот Российской Федерации снова пришли в мировые воды и сумели продемонстрировать другим странам свою боевую мощь.
В декабре 2013 года «Адмирал Кузнецов» отправился в долгий путь длиной в 5 месяцев. Он в сопровождении целого ряда боевых кораблей Северного флота РФ держал путь в Средиземное море. На тот момент цели такого похода держались в секрете. По официальным данным флот России должен был обозначить свое присутствие в стратегически важных районах. В ходе своего шестого похода ТАВКР провел большое количество учебных маневров и отработал тактику противолодочной и противовоздушной обороны. Как выяснилось позже, российский авианосный корабль участвовал в обеспечении безопасности транспортировки химического оружия Сирии и его последующем уничтожении.
«Адмирал Кузнецов» в Сирии
В конце 2016 года русский авианосец вместе с другими военными кораблями различной конфигурации осуществил свой восьмой дальний поход и отправился к побережью Сирии для выполнения необходимых поручений. Такого внимания к флоту России со стороны других государств не было никогда. В этом плавании корабли Военно-морских сил РФ впервые участвовали в настоящих военных сражениях. Большой опыт в управлении самолетами получили и пилоты, которые смогли в жизненных реалиях использовать все технические возможности авиации.
Не обошлось и без потерь – при попытке посадить самолет потерпел крушение МиГ-29К, к счастью, летчик остался жив. Подобные случаи с неудачными посадками или взлетами происходят на всех авианосцах, проводящих учения или выполняя боевые задачи.
Авианосцы США – на данный момент лидера в этом классе кораблей, также часто терпят крушения. Несмотря на то, что флот России выполнял реальные необходимые боевые задачи, эксперты считают, что первостепенным в этом походе являлась демонстрация независимости страны и ее военного оснащения. Учитывая столь резонансное освещение данного похода, эта задача была выполнена.

С сентября 2017 года «Адмирал Кузнецов» встал на плановый ремонт, который продлится до 2020 года. Планируется замена котлов энергетических систем, обновят средства ПВО, а также будут заменен ракетный комплекс «Гранит» на более новый «Калибр». Такое переоборудование обойдется ВМФ в 40 миллиардов рублей. Модернизация происходит на судостроительном заводе в Мурманской области. В составе корабля по-прежнему останутся тяжелые истребители Су-33 и легкие МиГ. Надо отметить, что «Адмирал Кузнецов» – единственный авианосец в мире, принимающий на свой борт тяжелые самолеты.
Авианосец России не является классическим авианесущим крейсером, поскольку он имеет большое количество другого вооружения на борту. Согласно конвенции Монтрё существует четкое определение этому классу кораблей, где написано, что в случае, если действия авиации на корабле не являются главным назначением судна, оно не может называться авианосцем, даже имея взлетную полосу на борту. При этом в Черном море по этой же конвенции могут находиться исключительно «линейные» (не авианосные) корабли. Учитывая данный факт, при желании Россия сможет переквалифицировать «Адмирала Кузнецова» в линейный корабль и пересечь пролив Босфор. В таком случае, это будет единственный авианосец, который имеет право находиться в водах Черного моря. При этом стоит отметить, что на сегодняшний день большой необходимости в пребывании российского авианосца в Черном море нет.
Эксперты отмечают, что без учета США «Адмирал Кузнецов» располагается на первой строчке всемирного рейтинга авианосцев. Некоторые западные критики с долей недоверия относятся к данному факту, в частности после того, как средства массовой информации показали видео с передвижением корабля по Средиземному морю. Однако американские военно-политические эксперты (National Interest) ответили на это следующее: корабль, бесспорно, нуждается в модернизации, однако он воюет не палубой, а самолетами и вооружением, которые в свою очередь являются современными мощными и конкурентоспособными устройствами. Также важен опыт экипажа: от пилотов и морских офицеров до матросов. Здесь большое значение имеет возвращение тренировочной базы в Крыму и боевой опыт пилотирования в Сирии.
Почему у России нет новых авианосцев?
Ответ на этот вопрос следует искать в недалеком прошлом. Руководство предшествующей страны – СССР, не видело необходимости производства и перспективы развития такого вида кораблей и начало строительство авианесущих крейсеров лишь в 80-х годах. Но даже эти судна не могли сравниться с американскими образцами. Как минимум, потому что советские авианосцы оснащены 8 котлами, которые не имеет смысла даже сравнивать с американскими ядерными установками. Авианосцы СССР и России могут автономно плавать до двух месяцев, в то время как корабли США имеют возможность пребывать в море несколько десятилетий.
Более того, единственный судостроительный завод, имеющий возможность производить авианосцы, находился на территории нынешней Украины. Россия на момент образования государства не имела таких мощностей. Однако в последнее время появилась информация о том, что на протяжении последних нескольких лет в РФ проводилось засекреченное проектирование и строительство нового авианосца-субмарины. Новейший атомный подводный авианосец проекта 941-бис на сегодняшний день так и не был официально подтвержденным проектом, однако эту информацию и даже макет образца можно найти в свободном доступе. Согласно неофициальным данным проект 941-бис начнут строить не ранее 2020 года. Подобными отдаленно напоминающими кораблями являются японские авианосцы времен Второй и даже Первой мировой войны, однако у них на борту субмарины размещался всего один разобранный самолет, который необходимо было практически вручную вывезти из подлодки и собрать для возможности полета.