Авианосцы типа «Эссекс»

Авианосцы типа «Эссекс»

Роль авианосцев Эссекс в истории флота США

К типу Эссекс относят серию тяжелых авианосцев ВМС США, которые были построены с началом Второй мировой войны. Основное назначение: размещение ударной авиации вблизи берегов противника. Вначале конструкторы планировали ограничиться одним таким кораблем. Однако, участие США в боевых действиях с конца 1941 года потребовало строительства серии авианосцев. Они составляли основной костяк ударной группы ВМС США в 50-70 годы прошлого столетия.

Конструктивные особенности авианосцев типа Эссекс

От предшественников, кораблей типа USS Йорктаун, отличались большими габаритами. Еще одной особенностью стало разделение на обособленные отсеки частей корабля, находящиеся ниже ватерлинии. Это позволяло уверенно держаться на плаву, причем, при аварийном затоплении некоторых из них. Почти по всему периметру дно состояло из трех слоев. Тем самым повышая непотопляемость.

Новаторством стала конструкция более широкого миделя, заостренных обводов в сочетании с большим развалом шпангоутов. Это значительно снижало встречное сопротивление воды при движении. Геометрически, длина авианосцев к их ширине соотносилась в пропорции 8 к 8,1.

Слабым звеном оставалась палуба и ангар для самолетов. При сильном шторме данная надстройка нарушала геометрию, подвергала носовую часть большей нагрузке, вследствие чего последняя могла повредиться при встрече с очень большими волнами.

Авианесущие суда типа эссекс

Габаритные размеры

Положительным стало расширение взлетной полосы, в том числе за счет уменьшения габаритов надстройки «острова», а также уменьшения срезов палубы, где находились зенитные установки. Практика ведения морских боев привела к тому, что конструкторским бюро в 1943 году принято решение об изменении длины авианосцев с 262,8 до 270,8 метров. Это помогло увеличить угол обстрела орудий, которые были размещены в носовой и кормовой части судна.

Бронирование

Установленная броня надежно противостояла поражению снарядами калибра 152 миллиметра, выпущенных с расстояния 10-17 километров, а также последствиям от взрыва бомбы весом до 1000-и фунтов. Боковая броня стала толще. Утолщение брони палубы предупреждало повреждение машинного отделения, находящегося под ней.

Бронирование обеспечивалось 102 миллиметровыми плитами, которые были установлены на стальной конструкции. Поясная защита протяженностью 155 метров на 62 % защищала ватерлинию. Покрытие цитадели состояло из плит толщиной 37 мм, ангар накрывала 64 миллиметровая броня. Отдельно, плитами 64 и 37 мм, были защищен рулевой отсек и рубка, соответственно. Рулевой отсек также имел бронированные 102 миллиметровые стены.

Общий вес металла брони составлял 996,7 т. Для погашения ударной волны в случаях подводной атаки, топливо находилось в двух внешних отсеках, за которыми следовали пустые, служащие расширительной камерой. Данная конструкция с успехом противостояло малым авиационным бомбам, но не могло создать препятствие для поражения большими 610 миллиметровыми торпедами.

Энергетическая установка

Авианосцы приводились в движение четырьмя агрегатами и восьмью модернизированными, в сравнении с устанавливаемыми на Yorktоwn, паровыми котлами.

Эссекс авианосец

Оружейное оснащение

Зенитное вооружение авианосцев, система его управлением и тип боеприпасов также были модернизированы. Количество стволов увеличено. При этом также расширили угля обстрела в сравнении с предыдущими моделями. Общее количество вооружения:

  1. 12 орудий калибром 127 миллиметров, из которых 8 находились на палубе, позволяя вести огонь по обоим флангам;
  2. 32 единицы по 40 мм типа Бофорс, вместо используемых ранее 12,7 миллиметровых пулеметов;
  3. 46 пушек калибром 20 мм, которые направлялись на цели по отдельности.
40 мм орудие Бофорс
40 мм орудие Бофорс

Радарные установки

Новаторские разработки в области радиоэлектроники предоставили огромные преимущества военной промышленности США. Оснащение первых авианосцев составляли две радарные установки типа «SK» и «SC2», без проблем обнаруживающие цели на расстоянии до 80 миль, парные радары «МК4», радиомаяк смонтированный на мачте. Кроме этого, для выявления надводных целей служили антенные устройства «SG». В процессе модернизации, на более поздних моделях кораблей устанавливали уже по 5 радаров. А к концу войны появились приборы для создания искусственных помех работе аппаратуры противника.

Электрооборудование

Для выработки электрической энергии служили 4 генератора, каждый из которых выдавал до 1250 кВт мощности. Кроме того, в отдельных отсеках, устанавливалась пара аварийных генераторов аналогичной мощности. Нововведением стала установка, служащая дозаправке в море. Благодаря данному оснащению, судно могло автономно полтора месяца находиться в плавании. А резервные запасы расширяли этот срок до 16-ти недель.

Тип перевозимых самолетов

В среднем, авианосцы Эссекс были приспособлены для транспортировки около 100 единиц летательных аппаратов. Типичная авиагруппа по количественному составу была такой:

  • от 20 до 49 противолодочных самолетов типа S2 Трекер;
  • от 16 до 20 ед. противолодочных вертолетов SH3 Сиа Кинг, или HSS1N Сиабэт;
  • 4-5 самолетов дальней авиации типа Е1 Трейсер, а также AD5W Скайрейдер. Еще, как правило, на палубе перевозился один транспортный самолет типа С1 Трейдер, но не всегда.
Самолет S2 Трекер
Самолет S2 Трекер

Серийные выпуски кораблей

Всего в течение пяти лет, с 1940 по 45 года, было спущено на воду 24 корабля. Благодаря этому, данный тип вошел в историю морской авиации, как наиболее массовая серия за всю историю. Примечательно, что они с успехом прошли всю войну в полном составе. Несмотря на полученные в ходе боев повреждения, продолжили службу после капитальных ремонтов отдельных узлов.

Когда закончилась война, 14 кораблей перевели в резерв флота, откуда на службу они так и не вернулись. Те, что остались, прошли модернизацию. С начала 1970-х годов, ввиду повышения требовательности к характеристикам, было решено списать данный тип кораблей со службы, по причине морального устаревания. До 1992 года дожил лишь один авианосец Лексингтон, в роли учебного образца для подготовки будущих моряков. Так прекратилось существование кораблей семейства Эссекс, навсегда вошедших в историю боевой флотилии Америки.

Первопроходец «Эссекс»

Авианосец USS Essex (CV/CVA/CVS-9) стал первым в семействе кораблей указанного типа. На постройку корабля верфи Ньюпорт Shipbuilding потребовалось чуть больше года: с весны 1941 до момента спуска на воду 31.07.42 года.

Техническое оснащение

Длина составляла 265, 9 метров, ширина: 45 метров, высота от киля до взлетной палубы: 24,9 метров. Корабль был достаточно маневренным для своего времени. Водоизмещение составляло 23785 в сухом и 34881 тонн в загруженном виде.

Лексингтон
Модель авианосца «Лексингтон»

Броня

Судно было надежно защищено 64-102 миллиметровой броней по периметру. На траверзах и румпельных отделениях: 64 до 102 мм, 37 миллиметров стали защищали моряков, находящихся в боевой рубке.

Двигатель

Мощность в 150 тысяч лошадиных сил и максимальную скорость в 33 узла создавали 4 движителя, восемь котлов марки Бабкок-Уилклкс и четыре турбины Вестинхауз. Одноразовой заправки хватало для преодоления 15000 морских миль на скорости 15 узлов. Грузоподъемность и вместимость позволяла перевозить от 91 до 103 боевых самолетов.

Экипаж

По штату предусматривалось, что нести службу будут 2386 человек, из которых 215 офицеров. Однако данного количества оказалось мало. Поэтому число служащих увеличили до 3106 человек, а лиц офицерского состава — до 226.

Боевую мощь составляли:

  • 6 двуствольных единиц 127 миллиметровых пушек марки МК12;
  • 8 четырех ствольных, калибром 40 мм., марки Бофорс МК2;
  • 46 одноствольных, 20-ти миллиметровых ствола типа Эрликон МК4.
Эрликон МК4
Орудие Эрликон МК4

Боевая служба

31 декабря этого же года начал нести боевую службу на Тихом океане. Неоднократно получал повреждения, проходил модернизацию вплоть до начала 1947 года, когда его перевели в резерв морских сил. Там подвергся капитальной перестройке. После введения возвращения в строй попал аварию, приведшей к большим повреждениям, потере 10 самолетов, гибели моряков.

После очередного возврата на службу, воевал у корейских берегов. Затем передислоцирован в Атлантику, после — в Средиземноморье. Участвовал в Ливанской войне, в Бейруте, на Кубе, обеспечивал посадку космического аппарата серии «Аполлон».

Авианосец-музей Intrepid
Авианосец-музей Интрепид «USS Intrерid СV»

Списание со службы

Ввиду нерентабельности дальнейший модернизации, летом 1973 года был утилизирован.

В ходе серийного выпуска авианосцев США данного типа, проходила их постепенное совершенствование, при этом, основная концепция по созданию быстрых и грузоподъемных кораблей оставалась в течение всех лет выпуска.

За указанным судном последовала череда построенных авианосцев:

  1. Йорктаун «USS Yorktown» с модификациями СV, СVА, СVS-10, который находился на службе ВМС с 15.04.43 по 27.06.70 г.;
  2. Интрепид «USS Intrерid СV» службу нес в период  августа 1943 по март 1974 года.;
  3. Хорнет «Hоrnеt СV, СVА, СVS12»:с ноября 1943 по июль 1989 года.
  4. Франклин (USS Frаnklin) находился на боевой службе с конца января 44 по февраль 74 года.;
  5. Большой Бен «Big Ben»: 10.1043-10.1964 г.;
  6. Тикондерога «USS Ticonderoga СV, СVA, СVS14», прослуживший флоту почти 30 лет: с 08.05.1944 по 01.09.1973 г.;
  7. Рэндольф «USS Randolph CV, CVA, CVS15» находился на вооружении с октября 1944 по февраль 1969 г.;
  8. Среди долгожителей стал Лексингтон (USS Lexingtоn модификаций СV, СVА/S/N, АVN-16), а также «Голубой Призрак» («The Вlue Ghost»): с февраля 1942 по ноябрь 1991 года.;
  9. Банкер Хилл (USS Вunker Hill СV-17): с мая 1943 по ноябрь 1947.
  10. Уосп (USS Wаsp СV-18), а также Хэнкок (USS Наncock СV19): с 10.43 по 07.72 г.;
  11. Беннингтон (USS Веnningtоn СV20): с 08.44 по 01.70 г.;
  12. Боксеp (USS Вoxer СV21): с 04.45 по 12.69 г.;
  13. Бон Омм Ричард (USS Bоn Hоmme Richаrd СV-31): с 11.44 по 07.71 г.;
  14. Луйтe (USS Leyte серии СV32): с 04.46 по 05.59 г.;
  15. Кирсардж (USS Kearsаrgе серии СV33): с 03.46 по 02.70 г.;
  16. Орискани (USS Оriskаny серии CV34): с 10.50 по 09.76 г.;
  17. Энтитем (USS Antietam модификаций СV, СVА, СVS36): с 01.45 по 05.63 г.;
  18. Принстон (USS Prinсetоn серии СV37): с 11.45 по 01.70 г.;
  19. Шангри — Л (USS Shаngri-Lа серии СV38): с 09.44 по 07.71 г.;
  20. Лейк Чемплейн (USS Lаkе Chаmplаin СV39): с 06.45 по 12.69 г.;
  21. Тарава («USS Tаrаwа»  модификаций СV, СVА, СVS40, АVT12): с 12.45 по 05.60 г.;
  22. Велли-Фордж («USS Vаlley Fоrge СV45»): с 11.46 по 01.70 г.;
  23. Филиппин Си («USS Philippine Sea СV47»): с 05.46 по 12.69 года.