Авианосцы типа «Форрестол»

Авианосцы типа «Форрестол»

Ударные авианосцы «Форрестол»

Ударные авианосцы «Форрестол» были введены в оборот в 50-х годах 20 века. Именно это время и считается рождением военной техники этого типа. Обусловлено создание нового вооружения было анализом вооруженных сил США, где была дана эффективность работы авианосцев в Корейской войне. Военно-морской флот Америки заметил, что выгоднее с тактической точки зрения держать легкие самолеты на защищенных аэродромах по этой причине был построен этот тип авианосцев, который превосходил по своим параметрам всех основных конкурентов, в том числе японский «Ямато». А по своей водоизмещённости и вовсе был единоличным рекордсменом, она составляла 78 тысяч тонн. После этого и начинается постройка новых кораблей.

Создание «Форрестол» началось с изучения наработок по кораблям нереализованной серии «Юнайтед Стейтс».  А с 1952 по 1959 начался период строения и спуска на воду техники данного типа, таким образом «Форрестолы» стали самими большими военными кораблями, которые были до них построены, поэтому не удивительно, что за период своей жизни они составляли основу военного флота США на ряду с другим типом «Китти-Хок». Участвовали авианосцы во многих военных столкновениях, в том числе в Вьетнамской войне. По истине уникальны эти корабли тем, что на протяжении всего ХХ века все типы авианосцев были лишь модернизацией и усовершенствованием их, да и списаны «Форрестолы» были только из-за своего физического старения, но никак не по причине технической отсталости.

Тушение пожара на авианосце
Тушение пожара на авианосце «Форрестол» USS Forrestal (CV-59)

Всего было построено четыре корабля:

  1. «Форрестол» USS Forrestal (CV-59)
  2. «Саратога» USS Saratoga (CV-60)
  3. «Рейнджер» USS Ranger (CV-61)
  4. «Индепенденс» USS Independence (CV-62)

Представитель «Форрестол» производился в судоверфи «NNS», которая находится Ньюпорт-Ньюсе. Этот корабль был самым ранним из всех своих «собратьев», также он стал «главой» своего типа. Строительство было начато 14 июля 1952 года, а на воду его впервые спустили 11 декабря 1954 года, но во флот был включен только в начале октября 1955 года. «Форрестол» первый подобный проект, который спроектировали после войны и учли прошлые ошибки того периода. Сам экипаж прозвал корабль «Zippo», в честь одноименной зажигалки, такому имени авианосец обязан частым пожарам на корабле, а один инцидент и вовсе стоит особняком. 29 июля 1967 года случилось возгорание, которое продолжалось 13 часов, по подсчитанным итогам оно унесло жизни 135 человек.

«Форрестол» USS Forrestal (CV-59)
«Форрестол» USS Forrestal (CV-59)

На корабле могли находиться большое количество людей в служебное время на нём числились 552 офицера и 4988 матросов. Его мощность составляла 260 тысяч лошадиных сил, а скорость хода 33 узла, 61 километр в час. Его длина составляла 325 метров, при ватерлинии 300, а ширина – 72,5 метра, но при ватерлинии – 39,4. 11 сентября 1953 года его исключили из флота, а к 2015 году его утилизировали на металлолом.

Последствие аварии

«Саратога» USS Saratoga (CV-60)

«Саратога» является более поздним кораблем и его строение доверили судоверфи – «NY Navy Yard» (Нью-Йоркская военно-морская верфь). В 1952 году его начали строить, а 8 октября, через три года его отправили в первое плавание, в ВМФ он появился 14 апреля 1956 года. Свою службу он нёс лишь в одном океане, Атлантическом, а также у него были небольшие вылазки в Средиземное море. Вместе с одинаковыми параметрами «Форрестела» этот авианосец развивал скорость до 35 узлов. Все количество авиации на «Саратоге» было таким же, как и на предшественнике – до 90 самолетов. Закончена его эксплуатация только в 1994 году.

«Саратога» USS Saratoga (CV-60)

«Рейнджер» USS Ranger (CV-61)

«Рейнджер» вместе с главой «Форрестел» произвели в «NNS». 2 августа 1954 года судоверфь начала его строительство, а 29 сентября 1956 года он был выведен на воду, в последствии вооружение флота он пополнил 10 августа 1957 года. Что примечательно, именно «Рейнджерс» стал первым авианосцем, который был построен с взлетной палубой на своём углу, до этого его два предшественника обладали прямой осевой «взлеткой». Эта уникальность была внедрена в проекты уже на стадии строительства. По своим основным характеристикам «Рейнджерс» не отличался от «Саратоги» ни по одному своему качеству. Поначалу его испытали в Карибском заливе, но основную службу он нёс в Тихоокеанском флоте. Из использования был выведен в июле 1993 года. А в 2014 году из него хотели сделать корабль-музей, но попытки по сбору денег не увенчались успехом и в 2016 году в городе Браунсвилл, штата Техас, он был утилизирован.

USS Ranger (CV-61)

«Индепенденс» USS Independence (CV-62)

Последним кораблем из семейства «Форрестелов» был «Индепенденс». Название в переводе с английского означает «Независимость», подобных кораблей в военно-морском флоте к тому времени числилось 5 штук. Вместе с «Саратогой» производился в «Нью-Йоркской военно-морской верфи» (NY Navy Yard). Но строился он позже, чем свой старший брат. Закладка была произведена 7 июля, в 55 году, спустили в море его 6 июня в 1958 году. А представлен в качестве нового авианосца ВМФ 10 января 1959 года. Вместе с «Саратогой» он нес службу в Атлантическом океане и совершал дежурные вылазки в Средиземное море. В отличии от других типовых авианосцев «Индепенденс» был на метр длиннее, но по другим показателям также уникален замечен не был. Снят с вооружения 30 сентября 1998 года, а с 1 июля 2017 года был начат период утилизации.

«Индепенденс» USS Independence (CV-62)

Оценка проекта

Подводя итог всем четырех образцам необходимо заметить важные общие характеристики. На «Форрестолах» могли размещаться 90 реактивных самолетов с максимальным весом 35 тонн, также в нем присутствовала сплошная палуба. Первый представитель имел замысел ангара с количеством военных самолетов на авианосце от 80 до 100 штук. Само помещение должно было быть закрытым со всех сторон, а авиация планировалась запускать по образу катапультирования. При проектировании кораблей больше всего учитывался фактор живучести и способностью ходить в море. По этой причине на кораблях «Форрестел» установили прекрасную броню, в сумме борт был толщиной 150 мм, полетная палуба составляла 45 мм, а галерейная палуба была меньше всех, и её толщина была — 25 мм, ангарная и нижняя палубы по 37 мм, ПТП 76 мм. А в конце своей службы все корабли данного типа использовались уже как учебные суда, а не военные. Но на данный момент каждый из них отправлен на металлолом и свою жизнь каждый из «Форрестелов» прекратил, отслужив каждый около 40 лет.