Авианосцы типа «Индепенденс»

Авианосцы типа «Индепенденс»

Легкие авианосцы типа «Индепенденс»

В декабре 1941 года ВМФ Японии напали на Перл-Харбор, являющийся центральной базой военно-морских сил США. Это послужило основанием для того, чтобы Америка приняла участие во Второй мировой войне.

Предпосылки к строительству

Полученный опыт боевых действий на воде показал значительную роль авиации, что вынуждало Правительство США искать возможности быстрого увеличения числа авианосцев. Результатом последовало решение о переоборудовании легких крейсеров в авианосцы. Военный заказ был передан корпорации Нью-Йорк Шипбьюлдинг, осуществлявшей строительство на верфях в штате Нью-Джерси (г. Кэмден).

Авианосцы типа «Индепенденс»

Особенности конструкции

Длина корпуса кораблей «Индепенденс» составляла 182,9 м, ширина – 21,8 м (по ватерлинии). Переоборудование предусматривало постройку полетной палубы, что привело к смещению центра тяжести корабля. Это вызвало необходимость установки булей массой 6000 тн в подводной части авианосца. Это стало причиной низкой осадки авианосцев, что сказалось на скорости хода, хотя она и осталась довольно высокой.

Корабли этого типа отличались неэффективной броней, что было связано с необходимостью снижения водоизмещения. Даже установка дополнительной брони на ватерлинии не защищала авианосцы от повреждений при попадании торпеды. Также было низкое бронирование палубы и бортов.

Авианосцы обладали следующими основными техническими характеристиками:

  • водоизмещение – полное – 14750 тн; стандартное 11496 тн;
  • система ПВО – автоматы Oerlikon (22 ед) и орудия Бофорс (2 х 4, 8 х 2);
  • экипаж – 1569 чел.;
  • длина – 189,74 м;
  • крейсерская скорость – 15 узлов, предельная – 31,6 узла;
  • ширина – 33,27 м;
  • дальность хода при крейсерской скорости – 8325 миль.

Конструкция авианосцев позволяла одновременно размещать самолеты на верхней и нижней палубе. Для подъема самолетов с нижней палубы имелись два элеватора с грузоподъемностью 7 т. Полетная палуба в длину составляла 169,2, а в ширину – 22,3 м. Ангар для самолетов имел размеры 18,6 х 16,7 х 5,3 м. Палуба оборудовалась катапультой (Н-II) и восемью тормозными тросами.

Совокупная мощность энергоустановки составляла 73550 кВт (100000 л.с.). Запас топлива около 2800 тонн позволял кораблям преодолевать расстояние до 13 тыс. морских миль при крейсерской скорости.

Изначально было принято решение, что авианосцы «Индепенденс» будут нести службу в составе боевых групп быстрого реагирования, поэтому при строительстве отказались от оснащения главным калибром. Система ПВО включала в себя 40-мм орудия Bofors, спаренные или счетверенные в артиллерийские установки, и 20-мм автоматами Oerlikon.

Палубная авиация включала в себя истребители и бомбардировщики-торпедоносцы. Количество тех или иных типов самолетов в звеньях менялось в зависимости от ситуации и поставленных боевых задач.

Корабли оснащались следующими средствами обнаружения:

  • радар SK – позволял обнаружить большой самолет на расстоянии 185 км, маленький – 92 км (при нахождении цели на высоте, не превышающей 3 км);
  • радар SC-2 – дополнительное оборудование для обнаружения больших и маленьких целей на расстоянии 148 и 74 км соответственно (при высоте полета не более 3-х км).

В мирное время системы воздушного наблюдения совершенствовались и на авианосцы устанавливались РЛС в соответствии с поставленными задачами.

Всего в период с 1941 по 1943 год построено девять легких авианосцев типа «Independence».

40 мм орудие Бофорс
40 мм орудие Бофорс

«Индепенденс»

Авианосец включен в состав ВМФ США в январе 1943-го. За участие в Азиатско-Тихоокеанской и Американской компаниях USS Independence удостоен восьми боевых звезд. На счету палубной авиации 112 сбитых самолетов противника, системы ПВО – 12. Также, был потоплен японский крейсер IJN Ōyodo вместе с сопровождением и девять торговых судов.

В августе 1946 года корабль снят с вооружения и использовался при проведении ядерных испытаний и новых разработок вооружения в качестве мишени. Потоплен в июне 1951-го при проведении испытаний нового оружия.

Авианосец «Индепенденс»

«Принстон» (USS Princeton)

Принят на вооружение в феврале 1943-го. Авианосец принимал участие в сражениях в Филиппинском море, совместно с авианосцами «Йорктаун» и «Эссекс» наносил авиаудары по группам островов, входящих в состав Микронезии (Бука, Гилберта, Маркус, Рабаулу и др.). Обеспечивал высадку десанта на Западных Каролинских и Маршалловых островах, атаковал стратегические военные объекты на Японских островах – Формоза, Лусон и Рюкю. За время несения военной службы палубная авиация сбила 178 самолетов противника. Корабль имеет девять боевых звезд.

авианосец «Принстон» (USS Princeton)

При сражении в заливе Лейте, происходившем 24 октября 1944 года, корабль был атакован неприятельским бомбардировщиком, после чего на авианосце начался пожар. Выжившие из экипажа были эвакуированы на пришвартовавшиеся крейсеры «Рено» и «Бирмингем». Сам корабль был потоплен союзниками с помощью шести торпед.

«Belleau Wood»

В марте 1943 года включен в боевой состав Военно-морских сил США. В период с января по май 44-го принимал участие в налетах на острова, входящие в состав Микронезии. В июне 44-го в боях возле Мариинских островов бомбардировщики-торпедоносцы, входящие в состав палубной авиации корабля, затопили авианосец «Хиё». Во второй половине 44-го обеспечивал поддержку с воздуха при высадке десанта на островах Окинава, Моротаи. Формоза и др.

авианосец Belleau Wood модель

В октябре 44-го получил серьезные повреждения от камикадзе, которого сам же и сбил в районе острова Лейте, после чего был отправлен на капремонт. После восстановления и проведенной модернизации продолжил нести службу в японских водах вплоть до октября 1945 года. Корабль награжден двенадцатью боевыми звездами и благодарностью Президента США.

В 53-м году по соглашению MDAP был сдан в аренду ВМС Франции, где вошел в состав Военно-морского Флота Республики под названием «Bois Belleau». В 60-м возвращен США и передан на слом.

«Коупенс» (Cowpens)

Включен в состав ВМФ Соединенных Штатов в мае 1943 года. Принимал активное участие в боях в водах Тихого океана, прикрывал высадку десантных подразделений на островах Микронезии, атаковал военные аэродромы и другие стратегические объекты на Японских островах.

авианосец Коупенс

В 45-м в составе боевой группы наносил авиационные удары по городам Токио и Йокогама. Обеспечивал прикрытие при высадке десанта на Иодзиму. Всего за период ведения боевых действий палубная авиация сбила 97 самолетов противника.

В декабре 1946-го зачислен в резерв и в мае этого года переквалифицирован в гражданский транспортный корабль. Списан в ноябре 1959 года и передан на слом. Разобран в 1961 году.

«Монтерей»

В июле 43-го пошел в первый боевой поход в Тихом океане. Корабль принимал участие практически во всех сражениях, происходивших в акватории Микронезии и в районе Японских островов. В 1946 году участвовал в проведении операции Magic Carpet, обеспечивая массовое возвращение союзных войск.

Был зачислен в резерв в 1947 году, однако в 50-м зачислен обратно в ряды ВМФ США для участия в Корейской войне. Необходимо отметить, что в боевых действиях авианосец не участвовал, а использовался в качестве тренировочного корабля.

В октябре 54-го года, «Монтерей» направлен для участия в спасательной операции для эвакуации жертв наводнения, произошедшего в Гондурасе. В 71-м передан на слом.

«Лэнгли» (Langley)

Корабль получил название в честь первого авианосца ВМФ США, который был затоплен противником в феврале 1942-го. Спущен на воду в мае 43-го и принимал участие в сражениях в Тихом океане вплоть до окончания войны. В 47-м выведен в резерв, а в 51-м, в рамках соглашения MPAD был передан французскому флоту, где получил наименование «Лафайет» (La Fayette). В 63-м возвращен обратно в Штаты и передан на слом.

Лэнгли легкий авианосец

«Кэбот» (Cabot)

Авианосец включен в ВМФ США в июле 1943 года. С января 1944 года активно участвовал практически во всех важных сражениях в Азиатско-Тихоокеанскую компанию.

Палубная авиация, состоявшая из Air Group 29 и Air Group 31, за время боев достигла больших результатов. Так, обе группы уничтожили 363 самолета противника (еще 25 официально не подтверждены), потоплено 49 кораблей водоизмещением 25600 и 48050 тонн.

легкие авианосцы Cabot

В 1947, как и большинство других, был выведен в резерв. В 67-м передан ВМС Испании в аренду с последующим выкупом. В 1972 Испания полностью выкупила корабль и эксплуатировала его до 1989 год, после чего был передан США, которые планировали сделать из авианосца музей, но планам не суждено было сбыться и в 2000 году корабль пущен на слом.

«Батаан» (Bataan)

Спущен на воду в ноябре 1943. Нес службу в водах Тихого океана до окончания войны и принимал участие во многих важных боях на воде, суше и в воздухе.

Схема авианосца Батаан

В 47-м переведен в резерв, а в 49-м отправлен для участия в Корейской войне. Проведя четыре месяца в качестве тренировочного корабля в Сан-Диего, «Батаан» был направлен для патрулирования побережья Северной и Южной Кореи. По мере необходимости обеспечивал прикрытие высадки десанта и принимал участие в воздушных налетах.

В 54-м авианосец списан и использовался в качестве вспомогательного транспорта для гражданских самолетов. Передан на слом в июне 1961 года.

«Сан-Джасинто» (San Jacinto)

Включен в действующий состав Военно-морских Сил США в декабре 43-го. Прикрывал высадку десанта на острова Микронезии, наносил удары по наземным сооружениям островов Рюкю, Кюсю и Окинава, осуществлял рейды на Японские острова. За все время несения службы уничтожил 166 неприятельских самолетов. В марте 47-го выведен в резерв.

Переквалифицирован в гражданский авиатранспорт в мае 1959-го, а в июне 1970 года пущен на слом.