Авианосцы типа «Нимиц»

Авианосцы типа «Нимиц»

Ударные авианосцы «Нимиц»

Для успешного ведения боевых действий на море, не достаточно обычных кораблей, вроде фрегата, линкора или эсминца. Это обусловлено тем, что скорость их хода не достаточно велика, а при необходимости нанести молниеносный удар – это не всегда получается оперативно. Именно поэтому еще в начале XX века военные задумались о новом виде кораблей, которые назывались аэростатоносцами.

Ближе к 1910-му году в книге «Военная авиация» была изложена концепция будущего типа кораблей, известных сейчас как авианосцы.

Предпосылки для создания нового класса авианосцев

В ходе Второй мировой войны, появилось такое подразделение, как морская авиация. Единственное различие от нынешних кораблей не только в двигателе, который обеспечивал ход судна, но и в способе старта и посадки самолетов. В те времена самолеты взлетали с палубы корабля, а приземлялись на воду. До недавнего времени весь флот Америки состоял из неатомных кораблей и субмарин. И, лишь в 50-е годы, американцы начинают активно строить субмарины и корабли с атомными силовыми агрегатами.

Ударные авианосцы «Нимиц»

Крайнее судно, с неатомным двигателем поступило на вооружении флота США в 1972 году. По прошествии 3-х лет, в состав ВМФ входит первый авианосец  на атомном ходу USS Nimitz (CVN-68) «Нимиц». Его предшественником стал авианосец USS Enterprise (CVN-65).
В 1968 году был подписан договор о строительстве авианосца между командованием Военно-Морских Сил США и компанией Newport News Shipbuilding. Заказ состоял из 10 единиц техники. Первый авианосец на атомном ходу поступил на вооружение в 1975 году.

Технологии, использованные при строительстве

Безусловно, инновацией в строительстве многоцелевого авианосца является то, что вместо устаревших дизельных двигателей, были использованы атомные установки. Всего в своем распоряжении он имел два атомных реактора типа A4W, обеспечивающих неограниченную дальность плавания и максимальную скорость хода 30 узлов. Одним из преимуществ использования атомных реакторов стало то, что они практически всегда могут работать в условиях высокой производительности.

Необходимость постоянно питать огромное количество модулей электроэнергией, путем подачи пара на турбину, необходимость устанавливать дополнительные емкости для жидкого топлива – все это дает огромное преимущество перед устаревшими дизельными силовыми установками.

Помимо всего, реакторы позволяют развить большую крейсерскую скорость, а сводное место, ввиду отсутствия топливных емкостей, можно использовать как дополнительный резервуар для авиационного топлива. Что так же повысит боеспособность авиации.

Корпус

Технология строительства первых трех из десяти авианосцев класса «Нимиц» ни чем не отличалась. Все три авианосца строились по классической схеме «Снизу вверх». Но, такой способ постройки судна достаточно долгий и затратный. Поэтому, начиная с авианосца USS Theodore Roosevelt (CVN-71) «Теодор Рузвельт», строительство велось с использованием модулей. Так, например, надстройка по правому борту авианосца, именуемая «Остров», устанавливалась одним из самых грузоподъемных кранов на Западном полушарии.

строительство корпуса авианосца

Такой подход к строительству позволяет значительно снизит сроки постройки нового судна с 7-ми до 5-и лет. Огромное преимущество и в том, что такие модули монтируются с уже проложенной внутри проводкой и трубопроводами. Так, самый последний авианосец USS George H. W. Bush (CVN-77) «Джордж Буш», сошел со стапелей в январе 2009-го года, состоит из 161-го супер-модуля.

Для повышения прочности, были предусмотрены различные системы безопасности и защиты корпуса судна от внештатных ситуаций. Что бы предотвратить распространение пожара по судну, ангарные палубы были разделены на три отсека при помощи толстых стальных перегородок. Такой подход позволял в случаи пожара разделить ангарную палубу на 3-и герметичных отсека.

Площадь взлетно-посадочной палубы достигает 0,0182 км2 или 18200 м2.  Сама взлетная палуба устлана броне листами, которые меняются по мере необходимости и степени износа. Под взлетно-посадочной полосой, размещена, так называемая «галерейная палуба». Центр коммуникаций по управлению катапультами и аэрофинишером с боевым постом, расположены на ней. Помимо всего, на этой палубе размещена некоторая часть кают. Следующая за галерейной палубой, палуба с авиационными ангарами, на которой хранятся самолеты. Высота палубы составляет 8 метров, а S=6184,5 м2. Ниже, расположены еще 9 палуб, которые используются под разнообразные нужды. Атомные реакторы и отсеки под авиационное топливо расположены на самых нижних палубах. Длина такого гиганта составляет по ватерлинии — 317 м, а ширина по ватерлинии – 40,8, а осадка составляет 11,3 м. а водоизмещение такого гиганта составляет 98000 тонн.

Броня и средства защиты корабля

Поскольку информация о бронировании основных ударных авианосцев ВМС США засекречена, ввиду того, что они постоянно принимают участия в боевых действиях, известно о защите судна не так много. На сегодняшний день известно лишь о том, что при бронировании корпуса были использованы кевларовые пластины, толщиной 64 мм.

Толщины указанной брони слишком мало, для того, чтобы обеспечить достойную живучесть корабля. Именно поэтому авианосец имеет собственное оборонительное орудие для обеспечения безопасности от угроз исходящих с воздуха, воды и из подводы. В оборонительный комплекс входят зенитные пусковые установки типа «Си Спароу», а для противостояния противокорабельным ракетам — артустановка «Фаланкс» 20-го калибра. Помимо всего прочего, на корабле смонтированы 6-и ствольные орудия для отстрела инфокрасных и радиолокационных ловушек, способных помешать работе системе наведения ракет. Второй корабль из десяти USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) «Дуайт Эйзенхауер» не отличался модификацией вооружения и имел сходные ТТХ.

Схема авианосца Нимц

Оборудование старта авиации

На суднах  класса «Нимиц», будь то USS Carl Vinson (CVN-70) «Карл Винсон» или USS Abraham Lincoln (CVN-72) «Авраам Линкольн» используется одна и та же система для стартапа авиационной техники.

На взлетку самолеты доставляются путем поднятия на лифтах с ангарной палубы. Для подъема авиации на взлетную площадку, предусмотрено 4 лифта. 3 лифта расположены с правого борта, где два лифта расположены впереди острова, а тритий позади надстройки. Четвертый лифт расположен по левому борту в задней части. Для запуска самолетов используется 4-е паровых катапульты. Проектировщики расположили их таким образом, что одновременно могут запускать 2 самолета. Благодаря использованию атомных силовых установок, количество пара позволяет осуществлять запуск 20-и самолетов в течение 10-и минут.

карл винсон

Посадка самолета на палубу авианосца – это один из самых трудных элементов пилотирования. Необходимо максимально точно рассчитать скорость и траекторию полета, чтобы зацепить тормозной трос крюком, который расположен позади самолета. Посадочная полоса расположена отдельно от взлетной, и, направлена в сторону океана (моря), таким образом, заходящие на посадку самолеты не мешают взлетать остальным. Такое расположение позволяет пилоту уйти на второй круг для посадки, в случае ошибки. Принцип работы тормозных тросов заключается в следующем: при заходе на посадку, самолет, специальным крюком, цепляется за один из 3 тормозных тросов, которые соединяются с наполненным гидрожидкостью поршнем. Гидрожидкость, под воздействием поршенька подымается по трубе вверх, к клапану, который, в свою очередь, плавно закрывается по мере того, как поступает жидкость.

Состав авиагруппы

Помимо установленных оборонительных орудий, основным и грозным оружием такого гиганта является авиационное крыло. Но, стоит учитывать тот момент, что на судне расположены не только боевые самолеты, но и авиация обеспечения и прикрытия. Наиболее распространенный состав авиагруппы для судна класса «Нимиц» составляют истребители, истребители-бомбардировщики типа «Хорнет», самолеты РЭБ типа «Паулер», самолеты типа «Хокай» , самолеты-транспортники, противолодочные вертолеты, а так же аварийно-спасательные вертолеты «Си Хоук». Всего же численность летной техники при максимальной загрузке составляет 90 единиц, но приемлемое количество порядка 65 единиц.

Размеры истребителя F/A-18E/F
Истребители-бомбардировщики «Хорнет»

Численность экипажа

Количество экипажа примерно одинаково на все суднах типа «Нимиц», чуть меньше экипажа лишь на USS John C. Stennis (CVN-74) «Джон К. Стеннис» на нем численность экипажа совместно с экипажем авиакрыла составляет 5617 человек. Размер экипажа судна «Нимиц» составляет 3200 и количество сотрудников авиакрыла 2480 человек.

Боевые отметки

Каждый авианосец за срок своей службы принимал в одной, а то и нескольких боевых операциях. Так, например, судно USS George Washington (CVN-73) «Джордж Вашингтон», нес боевое дежурство в Южно-Корейском море в момент обострения конфликта из-за спорных территорий. USS Harry S. Truman (CVN-75) «Гарри Трумэн» в 2018 году причастен к операции на территории Сирии и Ирака в борьбе с ИГИЛ (Запрещенной в России группировки). В 2011 году корабль Ronald Reagan (CVN-76) «Рональд Рейган» обеспечивал поддержку возле берегов Японии после землетрясения, выступая в роли заправочной станции для вертолетов, оказывавших помощь пострадавшим.

Как можно заметить, авианосцы – это корабли, которые могут выполнять различные задачи в разных точках мирового океана. Уже известно, что авианосец «Джордж Буш» будет «переходным» судном с класса «Нимиц» в класс «CVX». На авианосцах нового класса будут использоваться новейшие виды оборудования, применены новые конструкционные технологии относительно корпуса судна.