Авианосцы Японии

Авианосцы Японии

Авианосцы Японии

Авианосцы, состоящие на вооружении, выполняют ключевую роль в военно-морских силах любой страны. Флот, оснащенный авианосным кораблем, всегда признавался одним из властелинов мирового океана. Так, Япония перед началом Второй мировой войны обладала самым большим количеством подобных судов, в связи с чем, Японский Императорский флот на тот момент считался одним из мощнейших морских сил мира. Какова история развития ВМС Страны восходящего солнца? Какой вклад эта держава внесла в мировые морские силы и почему сегодня эта страна не входит в список сильнейших морских держав? Разберем все эти вопросы ниже.

Зарождение флота и появление первых авианосцев

Первый военный корабль появился на вооружении Японии достаточно поздно, лишь в 1855 году. Он был приобретен у голландцев и получил имя «Канко-мару». До прихода к власти Мэйдзи в 1867г. страна не имела единых военно-морских сил, они были разделены на небольшие флоты разных японских кланов. 122-й император Японии пришел к власти в достаточно раннем возрасте – в 15 лет. Несмотря на это, его реформы в морском деле сравнимы разве что с реформами Петра Великого. Спустя два года после начала правления у Америки был куплен мощный броненосец. Первые несколько лет руководства страной были особенно сложными для императора, однако за это время он сумел сформировать Императорский флот, забирая для этого клановые боевые корабли. Так начиналось развитие японского флота.

При появлении первых авианосцев в Америке и Великобритании, перестроенных из гражданских судов, Япония быстро сообразила, что за ними стоит будущее каждой развитой страны. В 1922 году введен в эксплуатацию I японский авианосец, изначально спроектированный и воздвигнутый в качестве авианесущего судна и получивший название «Хосё». Он имел длину 168 метров и вмещал в себя 15 самолетов. Участвовал в сражениях с Китаем в 30-х годах, в период Второй мировой войны служил учебным судном для обучения пилотов.

Тип Хосё

Вторым авианосцем Японии стал переоборудованный корабль, впоследствии получивший название «Акаги». Длина составляла 249 метров, водоизмещение свыше 40 тысяч тонн, что выглядело достаточно убедительно в сравнении с водоизмещением предыдущего «Хосё» в размере 10 тысяч тонн. Судно вошло в состав флота в 1927 году и играло значительную роль в сражениях. При боях около атолла Мидуэй авианосец был затоплен.

В 1922 году было составлено и подписано Вашингтонское морское соглашение, в котором прописывалось ограничение по новому строительству авианосцев в каждой стране, а точнее, количество новых авианосцев могло быть каким угодно, однако их суммарное водоизмещение не должно превышать указанных показателей. Для Японии эта цифра составляла 81 тысяча тонн. Помимо этого каждая страна могла иметь дополнительно два линейных корабля с палубой для приема самолетов, с водоизмещением каждого не более 33 тысяч тонн. Все эти условия касались исключительно кораблей водоизмещением свыше 10 тысяч тонн, малые размеры никто не ограничивал в количестве. Это Соглашение строго выполнялось всеми странами-участниками вплоть до начала Второй мировой войны.

В соответствии с вышеуказанными ограничениями Япония приняла решение о том, что в свой состав добавит 3 больших авианосца размером по 27 000 тонн каждый. Из запланированных судов было построено два, на третье не хватило ни средств, ни времени.

К началу II мировой войны Япония имела 10 авианосцев, что являлось самым большим количеством в мире. Например, США в те годы имели всего 7 авианесущих кораблей, при этом им необходимо было размещать их по обе стороны Америки – в Тихом и Атлантическом океане. Но стоит отметить, что линейные корабли США значительно превышали японские как по качеству, так и по количеству.

Классификация авианосцев

Имея в своем арсенале уже некоторое количество авианосцев, было принято решение классифицировать их в соответствии с размерами и предназначением: большие, средние и малые авианосцы. Стоить отметить, что это была неофициальная систематизация, формально существовал просто класс «Авианосец» — так называли и небольшой «Хосё», и огромные аналоги, о которых будет рассказано ниже. Главное отличие больших от малых авианосных судов выражалось в их размере. Средние же корабли были представлены одним проектом – «Сорю», он же впоследствии «Хирю» и «Унрю». Существовал еще один подвид авианосцев, который отличался от вышеприведенных — плавбаза для гидросамолетов – воздушных аппаратов, взлетающих и садящихся на водное пространство.

При этом стоит отметить, что в мире существовало следующая классификация авианосцев:

  • Тяжелые авианосные судна – корабли, имеющие на вооружении свыше 70 самолетов и выполняющие роль ударного мощного вооружения ВМФ;
  • Эскортные авианосцы – такие судна выполняли функцию сопровождения, на борту находилось не более 60 самолетов, такие корабли зачастую были преобразованы из гражданских судов;
  • Легкие авианосцы – относительно небольшие корабли, вмещающие до 50 воздушных аппаратов.

Гидроавианосцы

Стоит отдельно выделить авианосные корабли, имеющие на вооружении гидросамолеты. Такое вооружение уже давно не использовалось в Америке, однако Япония разработала несколько видов подобных кораблей.

гидросамолеты японии
Гидросамолет Японии

Авианосцы типа «Камикава-мару»

«Камикава-мару» представляли собой пассажирско-грузовые судна, построенные незадолго до начала войны. Однако, как и все остальные японские гражданские корабли «Камикава-мару» строились с учетом возможного преобразования их в военные авианосцы. Четыре корабля этого типа были переоснащены в гидроавианосцы. Переоборудование предполагало монтирование артиллерии, средства для хранения, перемещения, запуска и технического обслуживания гидросамолетов. Кроме того гидроавианосцы предполагали увеличенное количество помещений в качестве мастерских и технических кладовых. Важно было обеспечить корабль дополнительными каютами для увеличенного числа экипажа. Три из четырех суден данного типа было уничтожено во время войны.

Авианосец типа «Акицусима»

«Акицусима» представляет собой один из примеров плавучей базы гидроавиации. Проект был разработан до начала объявления войны, введен в эксплуатацию в 1942 году. Корабль участвовал в битве за остров Гуадалканал в Тихом океане. Это было второе наступление сил США и Союзников на Японскую империю, предполагающее обеспечение безопасного маршрута между Австралией и США. Ввиду неожиданности наступления японцы были не готовы к этому сражению, тем самым утратили инициативу и перешли к обороне. В этом бою «Акицусиме» удалось избежать потопления, однако в 1944 году она была потоплена силами американской морской авиации.

Подводные авианосцы Японского Императорского флота

Японский флот был полон неожиданностей. Корабли Великобритании и США отличались более развитым вооружением и техническим состоянием, в то время как Япония могла удивлять своим подходом к созданию техники и хитростью. Так, они построили подводный флот, вмещающий несколько гидросамолетов в каждую субмарину. Подобный опыт строительства был и у Франции.

Подводный авианосец

Самолеты находились внутри субмарины в разобранном состоянии. При необходимости взлета, летательный аппарат вывозили по специальным полозьям на поверхность, собирали его и при помощи катапульты самолет поднимался. Подобные субмарины с воздушным судном на борту не использовались в крупных сражениях, однако также были необходимы для выполнения различных задач.

Осенью 1942 года подводный авианосец приблизился к берегам Америки и гидросамолет, находившийся на его борту, осуществил взлет и прилетел на территорию США. Его целью было реализация массивных пожаров в лесах штата Орегон, для этого пилот сбросил 2 зажигательные бомбы весом 76 килограмм каждая. Ожидаемого не произошло, однако сам факт появления вражеского самолета над территорией Соединенных Штатов Америки серьезно напугал руководство страны. Данный факт был единственным случаем, когда военные действия коснулись непосредственно территории Америки.

Вторая мировая война

Колониальные страны (США, Великобритания и другие) рассматривали азиатские территории лишь с точки зрения источников полезных ископаемых – они добывали там каучук, олово, искали нефть. Япония была несогласна с таким положением вещей. Тем более, что она и сама претендовала на использование этих полезных ископаемых в своих целях. В частности возник спор по поводу территории Индокитая, некоторых регионов Индии, Сингапура и других государств. Ввиду этого Император Японии активно готовился к войне. При этом он понимал, что основные баталии будут происходить в море, поэтому серьезно развивал кораблестроение.

В связи с началом войны все предыдущие договоренности были отменены и страны, в том числе Япония, начали активное строительство авианосцев.

Авианосцы типа «Сёкаку»

Авианосцы типа «Сёкаку»

В 1941 году в состав японского флота вошли 2 авианосных корабля «Сёкаку» — в тот год они являлись самыми крупными авианосными непереоборудованными кораблями. Их длина составляла 250 метров, бронирование палубы достигало 170 мм, пояс по ватерлинии 215 мм. На тот момент это были самые защищенные судна подобного класса. На борту находилось 84 самолета, 127-мм артиллерия и зенитная артиллерия. В боевых сражениях «Сёкаку» выдерживал попадания до 5 торпед, однако при сбросе бомб они были беззащитны, так как некоторые участки палубы оставались деревянными. Под взлетной полосой находился двухуровневый ангар для хранения самолетов. Оба судна участвовали в сражениях Перл-Харбор и других морских операциях. В конце войны были потоплены при столкновениях с американскими ВМС.

Тип тяжелые авианосецы «Сёкаку»
НазваниеВведен в эксплуатациюВыведен из состава флота
Сёкаку08 август 194119 июнь 1944
Дзуйкаку25 сентября 194125 октября 1944

Авианосцы типа «Дзюнъе»

В годы II мировой войны началось строительство 2 гражданских лайнеров, однако в ходе строительства их изменили на большие японские авианосцы «Дзунъе». На самом деле, корабли еще при проектировании планировалось переделать в авианесущие единицы. Чтобы не «волновать» другие страны, их строили в качестве пассажирских судов. Таким образом, уже на этапе строительства была запланирована усиленная бронированная нижняя часть кораблей. Войдя в строй в 1942 году, один из авианосцев спустя 2 года получил повреждения, вследствие которых утонул. Второй экземпляр в том же году также удостоился атаки со стороны американских субмарин и более не выходил в море. По окончании войны отправлен на лом.

Тип тяжелые авианосецы «Дзюнъё»
НазваниеВведен в эксплуатациюВыведен из состава флота
Дзюнъё3 мая 194230 ноября 1945
Хиё31 июля 194221 июня 1944

Большие авианосцы «Тайхо» и «Синано»

При сражениях в водах Филиппинского моря флагманом Японии выступал авианосец «Тайхо», спущенный на воду в годы II мировой войны. Водоизмещение судна составляло свыше 33 тысяч тонн, длина 250 метров, максимально допустимая авиация состояла из 64 самолетов. Однако, спустя всего несколько недель после своего первого выхода в море, американская субмарина обнаружила корабль. При первой попытке атаки, пилот, находившийся в небе, заметил подлодку и направил свое судно во вражеский корабль, где при взрыве погиб. Находившаяся неподалеку вторая торпеда США сумела затопить «Тайхо», в результате чего пало 1650 японцев.

Стоит отметить, что крупнейшим авианосцем того времени считался «Синано», ввиду засекреченности не сделано ни одной фотографии авианесущего судна, крупнее него выступал только легендарный «Интерпрайзес», построенный в 1961 году. «Синано» был введен в строй к концу войны, однако к тому времени ее итоги уже были предрешены. В первом же своем походе в ноябре 1944 года спустя всего 17 часов после выхода корабль был потоплен.

Основной причиной такого большого количества затонувших кораблей являлось их неспособность к дальнейшему плаванию при крене судна, которое возникало при попадании торпед.

Авианосцы типа «Унрю»

В 40-х годах были также заложены несколько авианосцев типа «Унрю». Из 6 запланированных кораблей успели построить только 3. Они являли собой усовершенствованный прототип довоенного «Хирю». Поступив на вооружение во второй половине 1944 года, судна не имели смысла существования, поскольку к этому моменту все пилоты, способные поднимать и сажать самолет на корабль, числились погибшими. В связи с этим, два авианосца было потоплено, а последний разобран в качестве металла сразу после окончания войны. «Унрю» относился к классу средних авианосцев Японии.

Тип средние авианосецы «Унрю»
НазваниеВведен в эксплуатациюВыведен из состава флота
Унрю6 августа 194419 декабря 1944
Амаги10 августа 194428 июля 1945
Кацураги15 октября 19441947

Авианосцы типа «Дзуйхо»

Вследствие того, что до начала II мировой войны стояло ограничение постройки авианесущих судов, руководство Японии решило построить несколько кораблей в качестве плавбазы подводных лодок. Флот Японии уже готовился к военным атакам, поэтому заранее спроектировал их быстрое переоборудование в легкие авианосцы. Собственно говоря, именно это и произошло самом начале войны. Однако все авианосцы»Дзуйхо» также были уничтожены при морских сражениях.

Тип легкие авианосецы «Дзуйхо»
НазваниеВведен в эксплуатациюВыведен из состава флота
Дзуйхо27 декабря 194025 октября 1944
Сёхо15 января 1939
26 января 1942
7 мая 1942

Авианосцы типа «Тайё»

Экортные авианосцы типа «Тайё» были переоборудованы из пассажирских лайнеров. Всего флот получил три таких судна, в сравнении с другими японскими аналогами они имели хорошее вооружение и бронь. Однако авианесущий корабль этого типа использовался исключительно в качестве учебного экспоната или для перевозки самолетов. Длина каждого экземпляра составляла 180 метров, за суднами было закреплено по 27 самолетов, кроме того на вооружении находилась зенитная артиллерия. Все три авианосца были затоплены в период Второй мировой войны.

Тип легкие авианосецы «Тайё»
НазваниеВведен в эксплуатациюВыведен из состава флота
Тайё15 сентября 1941
31 августа 1942
18 августа 1944
Унъё31 марта 1940
31 мая 1942
16 сентября 1944
Тюё31 июля 1940
25 ноября 1942
4 декабря 1943

Авианосцы типа «Титосэ»

В период Второй мировой войны было построено 2 корабля типа «Титосэ». Они были переоборудованы из кораблей, несущих в себе гидросамолеты. Решение о преобразовании было принято после крайне неудачного сражения в районе Мидуэй. «Титосэ» стали легкими или малыми авианосцами, содержащими в себе до 30 самолетов и представлявших собой воспроизведение выше описываемых авианосцев типа «Дзуйхо». В качестве авианесущих кораблей судна вступили в состав флота в 1943 году. Не прошло и года как оба экземпляра были затоплены в результате боя у берегов Мыса Энганьо.

Тип легкие авианосецы «Титосэ»
НазваниеВведен в эксплуатациюВыведен из состава флота
Титосэ25 июля 1938
1 августа 1943
25 октября 1944
Тиёда15 декабря 1938
26 ноября/1 декабря 1943
25 октября 1944

Гавайская операция – нападение на Перл-Харбор

Сложные отношения между Америкой и Японией начались задолго до 40-х годов 20 века. Перед началом II мировой войны Соединенные Штаты распространяли зону своего влияния на азиатское побережье Тихого океана, они хотели подчинить себе страны, имеющие большие запасы нефти, каучука и других полезных ископаемых. Япония выступала резко против такого положения вещей, вследствие чего, запланировала нападение на военное базирование Америки на территории Гавайских островов. Декабрьским утром 1941 года было совершено 2 налета на американский Перл-Харбор со стороны Японского императорского флота. В этих налетах приняло участие более 350 самолетов, базировавшихся на 6 авианосцах. В итоге было уничтожено 15 военных американских судов. Однако основные современные корабли США в этот период находились за пределами Гавайских островов и естественно не пострадали. Америка в тот же день объявила Японии войну и оперативно направила в зону атаки свои боевые силы.

При атаке на Перл-Харбор соединение японского флота состояло из 6 авианосцев и их эскортных кораблей: 3 крейсера, 2 линкора, 9 эсминцев и 6 субмарин. При атаке было задействовано 3 вида самолетов:

  • Истребители «Зеро» — содержали 2 бомбы размером 60 кг каждая, 20-мм пушки и пулеметы;
  • Торпедоносцы «Кейт» — торпеда или 800 кг бомба;
  • Бомбардировщики «Вэл» — 2 бомбы размером 60 кг и 1 – 250 кг.

Примечательно, что через полгода четыре из шести участвовавших в нападении авианосцев Японии были потоплены силами ВМФ США. Произошло это событие в результате сражений у атолла Мидуэй.

Битва за Мидуэй

В июне 1942 года на Тихом океане произошла еще одна схватка между Японией и США. Подготовка к операции за Мидуэй являла собой один из ряда шагов, необходимых для увеличения безопасной зоны для Японии. Не изменяя своим правилам, так же как и в Перл-Харборе нападение должно было быть внезапным, а исход быстрым. Однако США сумели расшифровать несколько посланий, перехваченных между японскими военными формированиями. В этих шифровках была указана новая цель AF и дата нападения. США сомневались, какая именно база подразумевается под этой аббревиатурой. И тогда они распространили информацию о том, что на Мидуэй не хватает воды. Через короткий промежуток времени была получена новая шифровка о том, что у AF не достаточно воды. Таким образом, ВМФ Америки заблаговременно подготовились к бою у атолла и отправили туда 3 свои авианосца. Впрочем, по количеству кораблей Япония по-прежнему превосходила американский флот.

Первый удар был нанесен со стороны США, что было крайне неожиданным для Императорского флота. В результате сложнейших сражений Америка сумела отстоять свои военные базы. В этом бою они потеряли один авианосец, эсминец и около 300 человек. Япония же лишилась 4 авианосцев, 1 крейсера, 248 самолетов и более 2500 человек. Это столкновение стало переворотным для Японии. Здесь они потеряли свой основной летный состав авианосцев. Технику можно было восстановить, однако профессиональных пилотов быстро воспитать было невозможно.

Сражение в заливе Лейте

Эта битва стала самой крупной за всю историю морских сражений. Она длилась 4 дня осенью 1944 года. Ситуация для Японии осложнялась тем, что в ходе недавней битвы в Филиппинском море погибли оставшиеся опытные пилоты. В результате чего впервые была использована тактика камикадзе, когда пилоты-смертники направляли свое воздушное судно на вражеский корабль. После многодневных боев Япония потерпела поражение и потеряла все 4 задействованных авианосца и еще 15 кораблей.

Итоги II мировой войны

В результате проигрыша во II мировой войне Япония потеряла статус великой державы. Японские офицеры и солдаты бились не на жизнь, а на смерть. Однако после того как США сбросили на города Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы – дальнейшее сопротивление было бесполезным, тем более, что в ходе морских сражений были потеряны практически все рядовые профессионалы в сфере военно-морского флота. В течение следующих четырех лет Америка обеспечила полную демилитаризацию страны. Согласно новой Конституции Япония более не могла создавать вооруженные силы. Естественно в этот период были уничтожены все уцелевшие авианосцы страны.

Лишь спустя 7 лет были созданы силы обороны и безопасности страны. Главной их задачей была защита независимости государства. Так зарождалась новая армия, и как следствие начал строиться новый флот. Однако статья 9 Конституции серьезно ограничивала и продолжает ограничивать возможность наличия военного агрессивного атакующего вооружения.

Авианосцы Японии сегодня

Сегодня в качестве авианосцев Япония имеет лишь вертолетоносцы. Это один из видов авианесущих кораблей, который на своем вооружении из летательных аппаратов имеет исключительно вертолеты. Соответственно таким кораблям не требуется большая взлетно-посадочная полоса, специальная катапульта и остальные элементы технического оснащения, необходимые для содержания самолетов. Всего на вооружении находится 4 подобных судна. Рассмотрим их детальнее.

Вертолетоносцы типа «Идзумо»

Вертолетоносцы типа «Идзумо»

Эскадренные миноносцы-вертолетоносцы типа «Идзумо» были построены уже в 21 веке. На сегодняшний день на вооружении находится 2 экземпляра, один из которых начал свою службу в 2015 году, а второй — в марте 2017 года. Размер каждого судна составляет 248 метров в длину, водоизмещение около 27 000 т. Со времен II мировой войны «Идзумо» являются самыми крупными кораблями Японии. Скорость хода составляет 30 узлов. На вооружении каждого экземпляра находится до 14 вертолетов, радиолокационное и радиоэлектронное оружие, зенитная и ракетная артиллерия. Примечательно, что находящаяся на борту авиация представляет собой американские многоцелевые вертолеты CX-60 «Си Хок».

Вертолетоносцы типа «Хюга»

Вертолетоносцы типа «Хюга»

Вертолетоносцы «Хюга» являются первыми кораблями Японии с цельной плоской палубой, предназначенной для авиации. Официально судна служат под видом эсминца, однако на самом деле являются легкими авианосцами. «Хюга» — первый авианесущий корабль японского флота после окончания II мировой войны. На сегодняшний день в строю находится два образца подобного типа, на вооружении флота находятся с 2009 и 2011 годов соответственно. Имеется возможность содержать ни них вертолеты и самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, такие как AV-8B и F-35. Также существует техническая возможность оснащения специальным плацдармом, благодаря которому можно будет использовать более тяжелые самолеты. Многие мировые СМИ считают появление таких кораблей воссозданием японской атакующей морской силы. Длина судна составляет 197 метров, скорость движения достигает 30 узлов. В качестве вооружения на данный момент находится радиолокационное и радиоэлектронное вооружение, артиллерия, в том числе зенитная, ракетное и противолодочное оснащение, минно-торпедное оружие, а также до 11 вертолетов.