Гидроавианосцы

Гидроавианосцы — история создания и дальнейшее развитие

Гидроавианесущие корабли

На протяжение истории человечества море всегда играло особую роль в жизни людей. Люди, всех наций и культур, жили вблизи воды, будь это река, озеро, море или океан. Правило 70-80-90 гласит что 70% население Земли живет близ водных источников, 80% земли покрыто водой и 90% торговли проводится через морские пути. Следовательно, мы не вооруженными глазами видим на сколько важны для нас моря и океаны.

Модель погрузки и спуска гидроавиации

Испокон веков страны имеющие выход в море старались иметь сильный флот. Это облегчало им и защиту своих земель и завоевание чужих. Под влиянием гигантского расширение Великобритании в восемнадцатом и девятнадцатом веках, американский адмирал-академик Альфред Махан создал Теорию Морского Правления, которая гласит что миром правит тот, кто правит всеми морями. Одним из последствий этой теории стало глобальное улучшение флота всеми мировыми державами для того чтобы увеличить силу своего слово на мировой арене. Многие страны того времени, в основном это были страны имперского строя, находились в борьбе за новые земли и рынка сбыта своих товаров. С учетом того что конец девятнадцатого и начало двадцатого веков являются стартом века технологий, эти страны нуждались в новой военной технике. Благодаря чему они могли достичь своих меркантильных идей.  Самым ярким примером этому является появление авиатранспортёров.

Модель гидроплана Ф1М2

Общие данные

Авиатранспортёры это специальные военные судна, которые имеют возможность перевозить самолеты. Так же их называют авианосцами, гидроавианосцами, авиаматками и т.д.

Гидроавианосцы это первое поколение судов перевозящих на себе авиатранспорт. Приставка «гидро» использовалась для того чтобы показать что переносимые самолеты не взлетают с самого судна, как мы привыкли это видеть в наше время. Самолеты, которые использовались в гидроавианосцах, взлетали и приземлялись разными способами. На теории самолеты должны были запускаться специальными катапультами, а посадка должна была проводится на море, от куда они уже погружались на борт.  Однако на практике основным способом являлся спуск самолетов на воду и уже от туда они проводили свои взлеты. Самолёты спускались на воду и подымались на палубу или кранами, установленные на самом судне или другими специальными системами спуска и подъёма. Правда в некоторых случаях это приходилось делать физической силой экипажа корабля. Но большим фактором удачного взлёта и посадки являлась погода т.к. неспокойное море не позволяло им произвести взлет или посадку. Другими словами это были «летающие лодки», которые были приспособлены только к воде и небу.

Спуск гибросамолета с корабля

Основная ударная мощь и тактико-техническое применение гидроавианосца

С точки зрения военного вооружения гидроавианосцы имели свои плюсы и минусы. Начать думаю лучше с плюсов этой техники. Во первых они имели зенитно-ракетную артиллерию и другое оружие разного калибра. Во вторых основным их преимуществом являлась поддержка с воздуха бомбардировщиками, истребителями и разведчиками. Самолеты могли как и атаковать противника, так и быть использованы  в целях разведки. Между кораблем-носителем и самолётом была радиосвязь, благодаря чему порой самолеты были даже в роли наводчика корабля. Первый пример этому в истории произошел во время Ютландского Боя Первой Мировой Войны в 1916 году, когда между гидроавианосцам Энгедайн и его самолетами поддерживалась радиосвязь, благодаря чему Энгедайн получал разведданные и наносил точные удары по немецким военным кораблям.

С другой стороны гидроавианосцы имели и свои недостатки. Во первых в основном эти судно были переделаны из гражданских крейсеров, следовательно установленные на них вооружения имели свои ограничения в территории. Во вторых также из-за того что эти судна были переделаны из гражданских кораблей, они были недостаточно бронированы и мощны.

Модель гидроплана Ф1М2

Этапы создания гидроавианесущих судов

С точки зрения исторического происхождения гидроавианосцев в первую очередь нужно отметить тот факт, что так называемые авиаматки получили популярность и важность после всемирного авиационного прогресса, официально начавшегося в Соединенных Штатах Америки.

Два американских брата Райт официально считаются первыми кто создал первый в мире самолет и смог провести на нем полёт в 1903 году. Как раз после этого началась «лихорадка» авиации. Все державы того времени стали усердно проявлять попытки получить как можно больше выгоды с помощью самолетов и дирижаблей. В первые годы это проявлялось только разведкой, получаемой с полетов. Но затем самолеты начали модернизироваться и стали использоваться и военных целях. Однако на то время все виды самолетов имели очень слабые технические характеристики, в нашем случае речь идёт про максимальную дистанцию полётов. В связи с этим было принято решение, главами многих стран, создать специальные морские судна для перевозки самолётов. Соединенные Штаты Америки и все Империи того времени, кроме Османской и Австро-Венгерской, добились довольно реальных успехов в этом вопросе.

Спуск гидроплана с корабля

Первый в мире взлёт самолета с палубы переделанного под гидроавианосец крейсера «Бирменгом» произошел в 1910-ом году, а первая посадка на палубу корабля произошла двумя месяцами позже в 1911-ом году, уже на другом переделанном крейсере Соединненых Штатов «Пенсильвания». Обе сенсации произошли одним и тем же человеком – летчиком Юджином Эли.

Многие из вышеперечисленных стран имели свои гидроавианосцы уже в первые годы 1-ой Миройвой Войны, другие получили их немного позже. Так например у Великобритании были такие гидроавианосцы как «Арк Роял», «Пегасус», «Виндекс», «Мэнксмэн». Более того Великобритание построила гидроавианосец «Альбатрос» своей бывшей колонии Австралии в 1927-1929 годах. Однако «Альбатрос» был обратно вернут англичанам в обмен на крейсер легкого типа в 1938 году, так же он использовался Великобританией во время 2-ой Мировой Войны. Соединенные Штаты так же не уступали Великобритании в наличие гидроавианосцев. На их счету были такие авиаматки как «Райт». Гидроавианосец «Райт» являлся первым авианосцем Америки. Другой гидроавианосцкой державой являлась Япония, которая смогла создать довольно много разных видов военных кораблей данного типа. «Ниссин», «Мидзухо», «Титосэ», «Вакамия», «Ноторо», «Камой», «Акитцусами» являются творениями японцев. Более того Япония запомнилась истории тем фактом, что она единственная продолжала создавать гидроавианосцы, несмотря на то что,  все остальные уже перешли на классические авианосцы. «Ниссин» и «Миджухо» являются яркими примерами этому. Они были построены после 1940-ых, когда уже другие страны осознав превосходство авианосителей, носящих на себе самолеты взлетающие и приземляющиеся на палубу, стали строить их.

Что касается Российской Империи, факты говорят нам о том что она была успешна по вопросу гидроавианосцев. Первый имперский гидроавионосец «Днепр» был построен еще в 1913-ом году. Более того на следующий год стали готовить еще 5 гидроавианосцев – «Алмаз», «Император Александр III», «Император Николай I», «Орлица» и др. Однако бесконечные войны и нищета народа породили «Движение Большевиков», что в конце обернулось появлением Советского Союза. Естественно что после таких событий, Советский Союз не смог конкурировать со своими западными (Великобритания, Германия, США) и восточными (Япония) соседями в вопросе флота.

Итог дальнейшего развития

Подводя итоги можно сказать что, появление авиатранспортеров, будь это гидроавианосец начало двадцатого века или будь это ядерный авианосец наших дней, координально изменил весь строй стратегий держав. Как говорил Альфред Махан «Хочешь править миром, стань правителем всех морей».