Вертолетоносец

Вертолетоносец — Универсальный Десантный Корабль

Предпосылки создания УДК оснащенных вертолетами

Конец Второй Мировой Войны привел в мир новый порядок, состоявший из двух-полюсной системы. Советский Союз и Соединенные Штаты получили статус сильнейших стран в мире, соревнующиеся друг с другом во всех параметрах – технология, экономика, стандарты жизни и конечно вооруженные силы. Одним из новых изобретений того времени являются вертолетоносцы.

Соединенные Штаты Америки пришли к этому первые. Успехи высадки десантных бригад вертолетами в Корейской Войне 1951-1953 годов показали и подчеркнули важность аэромобильности войск в горячих точках. В итоге Пентагон решил перестроить старые авианосцы, эсминцы и крейсера под новый тип кораблей, получивший в будущем имя «вертолетоносец». По общим характеристикам этот новый тип корабля имеет общие черты с двумя другими классами кораблей – авианосец и десантный корабль. Однако после провала Америки во Вьетнаме, Штаты не могли сидеть сложа руки и ничего не предпринимать. Обычные вертолетоносцы не оправдали надежд командование ВМС США. Командование морского гиганта создали новый тип кораблей, который получил универсальность в десантных действиях.

Десантно-штурмовые корабли, а за ними и универсальные десантные корабли стали воплощением мечты любых штурмовых захватов побережья. Они были универсальными потому что у них была способность содержать и доставлять до нужной цели штурмовые вертолеты, пассажирские вертолеты, вспомогательные корабли дислокации пехоты, морскую пехоту и бронированную технику, включая танки. С появлением самолетов с вертикальным или коротким взлетом, универсальные десантные корабли смогли брать на палубу даже их. Другими словами появился класс кораблей, который смог собрать авиацию, сухопутные и морские силы в одно. Более того у них есть способность быть военными госпиталями.

История и общая характеристика

Относительно новый тип военных кораблей, используемый не каждой страной, имеющей выход в море или океан. Основной причиной является нужда современных технологий и конечно же высокая стоимость постройки и содержание такого гиганта, уступающего в этих параметрах только авианосцу.

Вертолетоносец в разрезе

Вертолетоносец это тип военных кораблей, переносящий на себе вертолеты, военную технику и отряды десантных войск для тех или иных целей на расстояния, которые вертолеты сами пролететь не могут. Более того вертолетоносцы имеют возможность с помощью авиационной поддержки находить местоположение подводных лодок. Однако, быстрый рост технологий и появление атомных подводных лодок сделал последнюю характеристику вертолетоносцев менее важной так как атомные подводные лодки имеют торпеды с более большой дистанцией поражения и глубину погружения субмарины. В связи с этим основной задачей осталось помощь в дислокации десантных видов войск. До второй половины 1960-ых годов вертолетоносцы были перестроенными авианосцами и крейсерами. И только после войны во Вьетнаме стали строиться полноценные корабли этого класса.

В современном мире универсальные десантные корабли используются исключительно в групповых действиях. Из-за своего размера, вертолетоносцы становятся легкой целью поражения. Универсальные десантные корабли нуждаются в боевых суднах, которые могли бы сопровождать и защищать их в возможных неблагоприятных условиях. Для того чтобы объяснить структуры этого типа морских гигантов, разберем основные их примеры по странам, у которых они есть.

Вертолетоносцы — противолодочные крейсера СССР

СССР как сверхдержава времен Холодной Войны не являлась в военно-морском отношение супер силой. Сила СССР в основном заключалась в сухопутных войсках, авиации и ядерном/баллистическом оружие. Все же на счету СССР было пару вертолетоносцев-противолодочные крейсера «Ленинград» и «Москва», а так же не воплотившийся в явь «Халзан».

Вертолетоносцы СССР

  • ПК «Москва» и «Ленинград» вошли в эксплуатацию в 1967-м и 1969-м годах. Оба корабля находились под Командованием Черноморского Флота. Однако оба были задействованы далеко за пределами Черного Моря.
  • ПК «Москва» совершил 11 боевых служб в Средиземном Море и многие другие задания и учения в других морях. В 1972-м году на борт корабля была произведена первая в истории СССР посадка самолета (с вертикальным взлетом и посадкой) ЯК-38. В 1996-м году был продан Индии на металлолом.
  • ПК «Ленинград» совершил 15 долгосрочных боевых служб, проходившие в разных уголках земного шара. Самым ярким примером боевой службы было разминирование Суэцкого Канала в 1974-м году. После развала СССР был продан на металлолом Индии в 1991-м году.
  • Проект «Халзан» не смог реализоваться из-за экономического спада СССР и начала войны в Афганистане.

Российские Вертолетоносцы

На данный момент в строю ВМС России нет ни одного вертолетоносца. Единственным экземпляром был ПК «Москва», пробывший в строю российского флота до 1996-го года.

После изменения политики страны в начале 2010-ых, РФ заказала французам 4 УДК типа «Мистраль» в 2011-м году. Новому типу кораблей  планировалось дать название «Прибой» («Владивосток» и «Севастополь» — имена УДК, которые должны были быть куплены у Франции). Он был немного изменен от своего французского прототипа. Однако несмотря на то, что первый корабль уже был построен в 2014-ом году, Франция отказалась продавать его из-за Крымского кризиса.

Модель вертолетоносца Прибой
«Прибой»

Конечно, это была не самая приятная новость для правительства РФ, но с другой стороны это заставило их начать разработку строительство собственного УДК. Благодаря тому, что над кораблями «Мистраль» работали инженеры обеих стран, РФ получила технологию строительство таких морских гигантов. В итоге на выставке «Армия – 2015» был представоен проект УДК «Лавина». При сравнении с «Мистраль», отечественный УДК будет немного меньше в водоизмещение, но ничем не будет уступать в боевой мощи. Планируется, что первое боевое судно «Лавина» будет построено в 2022-ом году.

Вертолетоносцы США: «Иводзима», «Тарава», «Уосп» и «Америка»

Тип боевых кораблей «Иводзима» были построены в 1959-1970-х годах. В 1971-1978-х годах были построены УДК «Тарава». УДК «Уосп» были построены в 1987-2009-х годах. И наконец первый УДК «Америка» вошел в строй ВМС США в 2014-м году. Все корабли последних 3 типов, в общем количестве 14 кораблей, на данный момент находятся в строю. Тип «Америка» является самым новым примером УДК флота США.

УДК Иводзима
УДК типа Иводзима

В общей сложности планируется построить 11 УДК «Америка» (на данный момент 1 построен, 1 строиться и этом году планируется его вход в состав ВМС США- УДК «Триполи»). Экипаж корабля составляет 1060 человек. «Америка» имеет возможность перевозки до 1820 солдат морской пехоты, 40 плавающей бронированной техники, 11 десантных кораблей дислокации, 26 вертолетов или 22 самолетов класса «F35B».

Общая характеристика: длина – 257 м, ширина – 32,5м, мощность — 70 000л.с., максимальная скорость — 22 узла (оптимальная 18 узлов), дальноходность – 9 500 морских силь, максимальное водоизмещение – 45 700 тонн.

Имеет радиоэлектронное вооружение, зенитную артиллерию класса «Фаланкс», ракетное вооружение класса «ESSM» и «RAM».

Вертолетоносцы Франции: «Мистраль»

Всем хорошо известный тип универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев, стал настоящим брендом после того как ВМС Российской Федерации заказал у французов 4 таких боевых корабля. ВМС Франции являются одним из передовых в кораблестроение надводного флота. УДК «Мистраль» яркий пример этому, пришедший на замену устаревшему типу «Жанна Д’арк».

УДК Мистраль

«Мистраль» является примером современного универсального десантного корабля. Полная укомплектовка новейшего вооружения и технологии способствует этому типу быть лидером в этом аспекте. «Мистраль» одновременно может содержать 16 вертолетов классов NHI NH90 и Eurocopter Tiger, 70 бронированной техники, от 450 до 900 солдат морской пехоты (в зависимости от времяпровождения пехоты на корабле) и 4 десантных судна. Основными задачами корабля являются доставка до пункта назначение и высадка десантных групп (пехоты и боевой техники); содержание и обслуживание вертолетов; быть военным госпиталем; быть центром командного управления.

«Мистраль» имеет радиолокационное вооружение класса «DRBN-38» и «MRR-3D», ракетное вооружение класса «Simbad», зенитная артиллерия класса «Браунинг» и «Бреда-Маузер», артиллерия класса «АК-630».

Общая численность экипажа 160 человек, 20 из которых офицера.Предельное водоизмещение 32 000 тонн (21 000 тонн полное), длина 199 м, ширина 32 м, высадка 64,5 м, мощность 20 400 л.с, максимальная скорость 19 узлов (оптимальная 15 узлов), максимальная дальноходность 10 700 морских миль.

Первый корабль этого типа «Мистраль» был построен в 2005-ом году. На данный момент существует 5 кораблей этого типа: 3 находятся на вооружение ВМС Франции («Мистраль», «Тоннэр» и «Диксмюд»), 2 планируется продать ВМС Египта (после того как Франция отказалась продавать их Российской Федерации в связи с Крымским кризисом).

Вертолетоносцы Австралии: «Канимбла»

«Канимбла» и «Манура» — два универсальных десантных корабля ВМС Австралии типа «Канимбла». Страна-производитель является Соединенные Штаты Америки. Во время эксплуатации в Соединенных Штатах были типом «Ньюпорт». ВМС Австралии купила эти корабли в 1994-ом. В 1996-ом году были перестроены из танко-десантных кораблей в вертолетоносцы. В 2010-ом году было выявлено множество неисправностей, в связи с чем оба корабля были списаны в 2011-ом.

Универсальный десантный корабль Канимбла

УДК «Канимбла» имели возможность перевозки до 450 солдат морской пехоты, до 4 вертолетов, 2 десантных судна дислокации и до 40 единиц бронированной техники (включая танки).

«Канимбла» имел радиоэлектронное вооружение класса «SRBOC», радиолокационное вооружение класса «Kelvin Highes», зенитная артиллерия класса «Фаланкс» и пулеметы 12,7мм, ракетное вооружение класса «RBS-70».

Боевое судно имело 8 450 тонн максимального водоизмещение, 168 м длины, 21 м ширины, 16 500 л.с. мощности, 20 узлов максимальной скорости (оптимальная 15 узлов), 14 000 морских миль дальноходности на оптимальной скорости. Экипаж корабля состоял из 210 человек.

Вертолетоносцы Южной Кореи: «Токто»

Универсальные десантные корабли ВМС Южной Кореи. В общем запланирована постройка 3-х кораблей этого типа, но на данный момент построен только 1 – «Токто», построенный за 2 года и вошедший в строй ВМС Южной Кореи в 2007-ом году.

Десантный корабль Токто

По своим характеристикам корабль имеет длину 199м, ширину 31 м, максимальное водоизмещение 18 000 тонн, максимальная скорость 22 узла (оптимальная 18 узлов), дальноходность 10 000 морских миль, экипаж состоит из 400 человек.

«Токто» имеет зенитно-ракетные вооружения класса «ASMD», радиолокационное вооружение класса «AN/SPS-95K», зенитно-артиллерийское вооружение класса «Goalkeeper».

УДК может принимать и перевозить до 720 солдат морской пехоты, 27 бронированной техники, 4 десантных кораблей дислокации и 10 вертолетов.

Вертолетоносцы Великобритании: «Оушен»

УДК Королевского флота «Оушен» является единственным экземпляром вертолетоносцев (в строю) в Англии. Строительство этого военного судна началось в 1993-м году, в 1995-м судно было спущено на воду, но в строй ВМС Великобритании вошло только в 1998-м году. Крестной мамой вертолетоносца считается сама королева Элизавета II (в Англии есть традиция крестить корабли перед тем, как они входят в строй).

Вертолетоносцы Великобритании Оушен

«Оушен» может перевозить до 18 вертолетов, 830 солдат морской пехоты, 40 бронированной техники и 4 десантных кораблей дислокации.

Со стороны точки зрения вооружения в наличие есть ракетная артиллерия класса «DS30M», зенитная артиллерия класса «Фаланкс» и пулеметы класса «M134».

Общие характеристики корабля: длина – 203м, ширина – 36м, максимальное водоизмещение 21 750 тонн, максимальная скорость 18 узлов (оптимальная 15 узлов), дальнеходность 8 000 морских миль, экипаж – 450 человек (200 из которых летного состава).

Вертолетоносцы Японии: «Сиранэ», «Харуна» и «Хюга»

Эсминцы-вертолетоносцы типа «Сиранэ», эскадренные миноносцы-вертолетоносцы типа «Харуна» и «Хюга» являются примером вертолетоносцев ВМС Японии. «Харуна» и один из «Сиранэ» уже списаны с вооружения Японии. «Хюга» последняя модель семейство  вертолетоносцев построенных Японией, следовательно лучше будет рассказать о них.

Универсальный десантный корабль Хюга

«Хюга» и «Исэ» крупнейшие корабли Морских Сил Самообороны Японии. Пришли в строй в 2009-м и 2011-м годах как замена своим предшественникам эсминцам-вертолетоносцам типа «Харуна». По своим характеристикам больше похож на легкий авианосец (в некоторых изданиях его так и называют). Противолодочная оборона является приоритетной задачей этого типа вертолетоносцев.

«Хюга» имеет возможность перевозки до 11 вертолетов или самолеты с вертикальным/коротким взлетом. На вооружение корабля есть радиолокационное вооружение класса «OPS-20С», радиоэлектронное вооружение класса «БИУС», ПВО класса «FSC-3»,  зенитная артиллерия класса «Фаланкс», ракетная артиллерия класса «ESSM», противолодочное вооружение класса «ASROC», минно-торпедное вооружение и артиллерию.

Общая характеристика: длина – 197м, ширина – 33м, мощность – 100 000 л.с., максимальная скорость 30 узлов, максимальное водоизмещение 18 000 тонн.

Заключение

Вертолетоносцы безусловно являются одним из важнейших аспектов силы ВМФ любой страны. Некоторые страны уже имеют на своем балансе их, кто-то в стадии покупки или постройки своего вертолетоносца. Однозначно одно — каждая страна, имеющая выход в море и желание иметь право слова, будет стараться взять на баланс своего флота такого гиганта.