Система торможения самолетов

Система торможения самолетов — Аэрофинишер

Аэрофинишер на авианосце

На авианосце базируется до нескольких десятков самолетов и места в ангаре для всей авиации не хватает. Поэтому частично воздушные судна размещаются непосредственно на палубе. Этот факт увеличивает риски аварийного исхода при посадке. Если пилот не сумеет остановиться вовремя, он может столкнуться с другой техникой и произойдет серьезная катастрофа. Для этого посадочную полосу развернули таким образом, чтобы ее край уходил в море. При этом необходимо было найти способ затормозить судно за предельно короткое расстояние.

Первые разработки систем торможения

Первыми попытками торможения были натянутые тросы, по обоим концам которых привязывались мешки с песком. Эти тросы были размещены на высоте 30см от палубы, таким образом, при посадке самолет захватывал металлические канаты с помощью тормозного гака, располагающегося в нижней части судна. В результате 22 пары таких мешков оказывали эффект экстренного торможения. Кроме того в конце полосы в вертикальном положении фиксировали брезентовое полотно, которое удерживало самолет в случае, если мешки с песком не сумели полностью выполнить свою задачу. Однако такой способ мог остановить только легкий небоевой самолет. При этом воздушное судно весом несколько тонн не успело бы остановиться на борту корабля. Путем проб и ошибок разработчики создали новый способ остановки. Следует отметить, что подобная система торможения самолетов используется до сих пор.

Принципы работы аэрофинишера

Под хвостом самолета устанавливают крюк — тормозной гак, который при касании должен захватывать специальный трос, называемый аэрофинишёр. Он располагается на посадочной полосе. В этот момент под ней запускается специальное устройство. Концы троса смотаны на тормозных цилиндрах. Эти цилиндры оснащены мощными гидравлическими тормозами, обеспечивающими рассеивание кинетической энергии самолета. Если пилот при посадке сумел захватить аэрофинишёр – его функция выполнена. Однако осуществить касание воздушного судна в заданном месте является очень сложной задачей. Поэтому современный авианосец имеет тормозные тросы в количестве не менее четырех штук.

Тормозной гак в сложенном виде
Тормозной гак в сложенном виде

Важно отметить, что сразу после касания палубы пилот в обязательном порядке выводит воздушное судно во взлетный режим или режим форсажа. Это необходимо для того, чтобы в случае, если самолет не сумел захватить ни один из аэрофинишёров, он не утонул, а пошел на еще одну попытку посадить судно.

Например, американский авианосец «Нимиц» имеет 4 аэрофинишёра, каждый из которых размещается на расстоянии нескольких метров друг от друга. Идеальным является захватить 3-й трос. Далее пилот имеет 100 метров для экстренного торможения или взлета. Скорость самолета во время посадки составляет 225 км/ч, вес воздушного судна 25 тонн. При посадке запускается мощнейшая система торможения, состоящая из 12 гидравлических цилиндров.

Аэрофинешер
Аэрофинешер

Тормозные барьеры Девиса

Кроме основных тормозных устройств были разработаны более решительные меры предотвращения столкновения самолетов. Так называемые барьеры Девиса захватывали шасси самолетов, это конечно позволяло их остановить, но при этом самолет переворачивался и ударялся носовой частью о палубу.

Подобные устройства устанавливались на первых авианосцах где взлетная и посадочная полоса была единая. Разумеется, сегодня уже нет возможности остановить реактивные самолеты таким способом, да и портить многомилионные самолеты не хочется.

Дополнительная система экстренного торможения самолетов
Дополнительная система экстренного торможения самолетов

Аварийные ситуации при посадке

Самым опасным моментом в морской авиации является посадка самолетов на авианосец. Тормозные тросы достаточно сложно захватить. Поэтому к полету допускаются пилоты исключительной профессиональности. Тем не менее, каждая посадка имеет серьезные риски закончиться трагедией.

  • В 1972 году пилот, совершавший посадку на американский авианосец «Мидуэй», врезался в припаркованные на палубе самолеты. В результате, было уничтожено 5 единиц авиации, погибло 5 членов экипажа, ранено 23 человека.
  • В 1981 году на авианосце «Нимиц» при посадке самолет врезался в стоящий вертолет. Авария повлекла за собой взрыв ракеты. В итоге было уничтожено 16 самолетов, 1 вертолет, погибло 14 человек, ранено 39.
  • 1994 год – первая женщина-пилот палубной авиации погибла при попытке посадить самолет.