Атомная установка на авианосце

Атомная установка на авианосце

Первый атомный авианосец

Использование на авианосцах зеркальных устройств посадки позволяет принимать на вооружение большие и скоростные бомбардировщики. При этом корабль все равно имеет один серьезный недостаток. Запасов горючего для функционирования судна хватает не более, чем на трое суток. В связи с этим авианосец становится буквально привязанным к танкерам, которые периодически посредством специальных шлангов перекачивают в него топливо. Такие сложности делают боевой корабль более уязвимым перед противником.

Инженеры начинают искать новый тип двигателя, позволяющий работать в автономном режиме более долгий срок. Однако размеры нового оборудования оказываются настолько большими, что приходится проектировать еще больший авианосец. Первым таким кораблем становится американский «Энтерпрайз», введенный в эксплуатацию в 1961 году. Для того, чтобы обеспечить энергией такой суперавианосец необходимо работа сразу 8 атомных реакторов. Благодаря использованию ядерной силовой установки судно получило возможность автономного плаванья в течение трех лет.

Схема работы атомного реактора авианосца США

Как же работает данное устройство? Каким образом его разместили на корабле и как инженеры обеспечили защиту персонала от сильнейшего излучения? Итак, схема работы атомного реактора авианосца США выглядит следующим образом:

  1. При облучении атомов урана частицами можно добиться эффекта, позволяющего разъединить эти атомы;
  2. При этом процессе выделяется огромное количество тепловой энергии;
  3. Полученную энергию используют для образования пара;
  4. Произведенный пар направляют в турбину, которая вследствие этого начинает двигаться с большой скоростью;
  5. Вращение передается на длинный вал размером 120 метров, соединенный с винтом;
  6. Для движения авианосца требуется 4 подобных винта.
Схема атомной установки авианосца
1 — машинное отделение; 2 — контейнер с реактором; 3 — отсек вспомогательных механизмов; 4 — хранилище отработавших ТВЭЛ

В результате вышеописанных действий достигается скорость гигантского корабля, равная 55 км в час. Для примера, атомная установка, размещенная на «Энтерпрайз», может обеспечить электричеством город с населением 500 тысяч человек.

Однако следует помнить, что ядерный реактор выделяет облучение, которое может погубить все живое в радиусе нескольких километров. Поэтому для защиты экипажа необходимо закрыть смертоносное устройство коробом, созданным из сотен тонн свинца.

Атомный авианосец «Энтерпрайз» для полноценной работы требовал 8 ядерных реакторов, каждый из которых находился в свинцовой защите. Куда же поместить это тяжелейшее оборудование? Размещая его в центре, при сильном шторме корабль могло деформировать. Поэтому инженеры усилили киль на корабле, сделав металлическую конструкцию, напоминающую соты. В результате каждый реактор равномерно распределял свой вес по всей протяженности киля.

Следующий атомный авианосный корабль также был создан американцами. «Нимиц» может плавать в автономном режиме целых 20 лет и для этого ему потребуется всего 2 реактора. Такая значительная экономия пространства позволила хранить больше горючего и боеприпасов для палубной авиации. Численность экипажа плавучего города достигает 3 200 человек, и это не считая команды, обслуживающей воздушные судна. Таким образом, общее количество людей составляет свыше 6 000 человек.

Атомная установка авианосца

Атомные авианосцы России

На сегодняшний день на вооружении у ВМФ России находится всего один авианосец «Адмирал Кузнецов». Энергетическая установка включает четыре паровые турбины, 8 котлов, 4 винта. При этом максимальная скорость достигает 29 узлов. В автономном режиме корабль может плавать до 45 суток. Но низкая «энергоемкость» судна не только ограничивает его в дальности автономных походов, это еще и число военных способных единовременно выполнять боевую задачу.

Экипаж авианосца Адмирал Кузнецов составляет 1960 человек, включая более 500 офицеров. Они отвечают за бесперебойную работу корабля и полноценное функционирование в условиях проведения атакующих маневров. Помимо этого на авианосце базируется до 700 человек, обслуживающих авиационное вооружение.

Адмирал кузнецов

Таким образом, российский «Адмирал Кузнецов» требует в два раза меньшее количество персонала, необходимого для эксплуатации корабля, в сравнении с количеством экипажа на американских атомных авианосцах типа «Нимиц». Следовательно, стоимость ежегодного обслуживания российского судна ниже стоимости американского. Однако не стоит забывать, что атомный реактор позволяет увеличить автономность судна в несколько сотен раз и позволит обслуживать большее количество авиации, что, разумеется, повлечет за собой увеличение персонала. Именно поэтому в России началась разработка новых атомных авианосцев.

Подводный атомный авианосец Акула

В последние месяцы активно распространяется информация о планировании строительства нового российского корабля, аналогов которому в мире до сих пор не существует. Атомный подводный авианосец 941-бис «Акула» пока находится в стадии разработок, однако фотографии макета субмарины уже появились в сети интернет. Официальных подробностей о вооружении, количестве ядерных установок и экипаже на сегодняшний день нет и быть не может в связи с засекреченностью строительства боевых кораблей. Однако, изучая макетные данные «Акулы» и зная об уникальных особенностях новой российской атомной субмарины «Борей», можно быть уверенными, что в случае строительства такого подводного авианосца – это будет серьезное боевое оружие, способное навести ужас на противника.