Посадка самолета на авианосец (создание посадочной полосы)

Посадка самолета на авианосец (создание посадочной полосы)

Посадка на авианосец

После того, как пилоты научились успешно взлетать с борта корабля, появилась новая задача – посадить самолет на движущееся судно. Первоначально использовалась авиация, способная садиться на воду, после чего аппарат поднимали на корабль при помощи лебедок. Однако такие действия были абсолютно неудобными при ведении боевых атакующих маневров.

История создания посадочной полосы

В августе 1917 году была осуществлена первая посадка самолета на палубу движущегося судна. Пилот отметил, что ему мешала надстройка корабля и мостик. При совершении посадки он облетел все преграды сбоку и сел на переднюю палубу. Спустя 5 дней этот же пилот совершил вторую аналогичную попытку. Однако, уже находясь на палубе, в нестандартных условиях двигатель летательного аппарата заглох, самолет стал неуправляемым. Его снесло за борт, пилот от удара потерял сознание и утонул.

Учитывая трагический опыт, было принято решение перестроить корабль. В течение двух десятилетий инженеры пробовали различные способы обустройства судна:

  • Разделить надстройку на 2 части и разместить их по бокам корабля – однако в этом случае истребитель должен был пройти по узкому проходу, что осложняло действия пилотов;
  • При постановке надстройки с одной из сторон – справа, корабль имел уклон в другую сторону. Для уравновешивания топливные баки слева заливали до краев, а справа наполовину. Это решало проблему, однако ровно до тех пор, пока топливо не вырабатывалось, и корабль снова начинал крениться.

Схема авианосца вид сверху

Только к 1937 году появилась идея сделать правую часть судна выпуклой, где и расположили необходимое оборудование и рубку. В таком виде до сих пор строятся современные авианосцы. Все основное управление самолетами и самим кораблем происходит именно из этой части судна.

Вообще необходимость изменения конструкции корабля, подтолкнуло конструкторов к увеличению численности самолетов на борту. Так созданный в 1937 году в Великобритании авианосец «Арк Рояль» вмещал на борту 50 самолетов.

Надстройка авианосца

Смещенная в сторону надстройка стала выполнять больше функций, которые позволили увеличить боевую мощь судна за счет непрерывного взлета и посадки самолетов. Рубка теперь служила не только командным мостиком, там разместили радары контролирующие воздушное пространство и пункт управления самолетами. Корабль все больше начал напоминать авиабазу, которую можно перемещать по морским просторам.

Надстройка авианосца

Посадка на движущейся корабль

Длина посадочной полосы на авианесущем корабле значительно меньше, чем его аналог на стационарном аэродроме на земле. Это значит, что пилоты должны обладать отличным опытом управления воздушным судном в сложных условиях. Следует понимать, что при снижении необходимо учитывать следующие факторы:

  • Для начала после выполнения боевого задания на морской глади нужно обнаружить авианосец, ведь корабль не может быть оснащен радиолокационными маячками, в противном случае он выдаст себя неприятелю. Посадочная полоса на авианосце должна быть хорошо освещена.
  • Перед снижением пилот должен учитывать не только свою скорость, но и скорость движения корабля;
  • В определенный момент самолет должен снизить скорость посадки приблизительно до уровня 250 км/ч;
  • Соприкасаясь с палубой угол наклона самолета должен составлять всего 4 градуса;
  • И самое главное – при учете всех вышеописанных условий пилот имеет небольшую зону, равную всего несколько метров, на которую он должен мастерски посадить самолет;
  • При выполнении всех этих задач запустится система торможения, которая обеспечит безопасное завершение полета.

Аварии при посадке самолетов на авианосец

Посадка на авианосец всегда сопряжена с огромными рисками. Большинство аварий, происходящих на борту авианесущего судна, случаются именно в этот момент. И это не случайно – ведь в момент снижения воздушное судно имеет невероятно высокую скорость посадки, с такой задачей может справиться только пилот, имеющий определенную базу знаний и умений.

Так, в декабре 2016 года у берегов Сирии самолеты Су-33, взлетевшие с авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», осуществляли боевые задачи. Один из пилотов не сумел справиться с управлением и совершил ошибку при снижении. В результате палубный истребитель был потоплен, пилот катапультировался и остался жив.

Справедливости ради стоит отметить, что такие случаи происходили практически на всех боевых кораблях. Посадка на авианосец типа «Нимиц» не единожды заканчивалась трагедией, в результате которой было потоплено не только боевое вооружение, но и погибли пилоты.