Мортира

Мортира — пушка с коротким стволом

Мортира корабельная

В конце 15 века на кораблях появилось еще одно вооружение – короткоствольные мортиры. Они использовались для навесной стрельбы с углом возвышения свыше 45 градусов. Такое оружие позволяло использовать различные виды ядер, которые могли преодолевать высокие заслоны. Обычно корабли с мортирами на борту при боевых столкновениях становились во второй ряд военных судов.

Первые экземпляры имели длину ствола до 10 калибров. Дальность полета была меньше, чем у предыдущих моделей, однако такая пушка могла использовать ядра со взрывчаткой. Скорость движения снаряда из мортиры невысокая, а значит перегрузка при выстреле меньше, чем в предыдущих вариантах артиллерии. Ядро не разрывалось при вылете, при этом, взрываясь на вражеской палубе, создавало много проблем противнику. Кроме того, для ее производства не требовалось много усилий и большого количества материала. Данное вооружение имело неизменный внешний вид практически до 19 века.

виды мортир

 

Мортира имела цельную структуру. Зажигательная смесь часто засыпалась со стороны дула. А поджигание осуществлялось через специальное отверстие в нижней части ствола.

Также данное вооружение использовалось при обстреле крепостей со стороны моря. Огромные пушки и бомбарды часто были не в состоянии пробить крепкие стены заграждения. В этом случае и применялись мортиры. Из них можно было запускать более тяжелые ядра или полые снаряды с взрывчатым веществом внутри. При этом они перелетали стены и поражали внутренние конструкции.

мортира на корабле

Сухопутные мортиры против боевых кораблей

Сухопутные и палубные экземпляры практически ничем не отличались друг от друга. В Русско-японскую войну во время осады Порт-Артура японские 280-мм мортиры, установленные на бетонных основаниях в горах, для русских кораблей стали полной неожиданностью. Первым затонул броненосец «Полтава». Одиннадцать 200-кг снарядов попали преимущественно в левую часть судна, начался пожар, вскоре корабль сел на мель. В следующие 3 дня мортиры выпустили более 800 снарядов, в результате которых было потоплено еще пять именитых кораблей российского флота. Прототипом японской мортиры стали немецкие гаубицы, сконструированные в конце 19 века.

мортира на колесах

Использование мортиры при атаке на вражеские судна было вполне обосновано. Оружие было скрыто за мощными заграждениями: крепостью или скалой. В конце 19 начале 20 века дальность полета снаряда достигала 7 км. Точность попадания оставляла желать лучшего, тем не менее даже одна пробоина могла стоить жизни кораблю. Военные стремились попасть не по основной наиболее защищенной палубе, а в места, где бронь не такая прочная.

мортира памятник

Мортиры в России

Благодаря Петру Первому Россия в начале 18 века также заняла весомое место среди мирового флота. Так, Петр особое внимание уделял палубной артиллерии, среди которой в обязательном порядке присутствовали медные 3-хпудовые мортиры. Запас снарядов для каждого орудия составлял не менее 500 ядер. Бомбардирские корабли размещали мортиры на закрытой палубе, их количество могло достигать 30 штук.

В начале 20 века мортиры стали заменять более современным вооружением, так как ее использование имело ряд недостатков:

  • Низкая скорость перезарядки;
  • Большой вес снарядов, как следствие – сложность их транспортировки;
  • Ввиду тяжести зарядов быстрая утомляемость обсуживающего персонала.

Со временем мортиры стали заменяться гаубицами – более удобными устройствами. В годы Второй мировой войны мортиры продолжала использовать только Германия. А уже с середины 20 века данное вооружение было снято со всех боевых кораблей мира. Сегодня роль мортиры выполняют гаубицы и минометы.