Вооружение первых кораблей

Вооружение первых кораблей

Корабельное вооружение до появления пороха

Морские сражения, оказали значительное влияние на историю человечества, несмотря на то, что их было гораздо меньше, чем военных действий на суше. Военное превосходство на море давало массу преимуществ в развитии страны, захвате чужих территорий. Поэтому античные государства уделяли большое внимание развитию флота, оснащению кораблей вооружением, разработке тактики ведения морских сражений.

Лучшими кораблестроителями античности были финикийцы, их достижения позаимствовали, а затем усовершенствовали греки. В качестве боевого корабля использовали триеры. Это гребной плоскодонный корабль с тремя рядами весел с каждой стороны. Их длина достигала 45 м, а ширина 6 м. Долгое время основное вооружение греческой триеры составляли таран и другие механические приспособления для разрушения весел, мачт, корпуса корабля.

Таран: виды, конструктивные особенности

Таран – как одно из немногочисленных средств, применяемых в морском сражении, относилось к оружию ближнего боя. Он был нескольких видов.

  1. Килевой таран  — вверху носа корабля делалась вертикальная стенка, нижняя часть которой сильно выступала вперед и была заострена. Таран изготавливали из бронзы, железа, твердых пород дерева, окованного железом или из медной основы, залитой свинцом.
  2. Для повреждения весел и других надводных элементов корабля противника использовали надводный таран, представлявший собой горизонтальную балку.
  3. Еще один вид получил название «дельфин» – для нанесения пробоин судну неприятеля использовали подвешенный тяжелый груз, который падал с высоты, когда суда сближались. Конструктивно таран мало менялся за все время своего существования. Несмотря на появление иных, более грозных видов оружия, он прослужил  вплоть до появления пороха.
Килевой таран
Килевой таран

Килевой таран

Тактика проведения тарана

Впоследствии под тараном стали понимать не только укрепленную часть судна, но и тактику ведения морского сражения, то есть непосредственное использование одноименного вида оружия.

Успешное применение тактики тарана зависело от многих факторов:

  • Боевой порядок кораблей – важно было держать интервал между кораблями на свободный взмах весел; сильные суда стояли впереди, а если их было мало, тогда суда галеры строились в одну линию, а сильные на флангах.
  • Скорость маневрирования – была важна как в бою для разворотов, так и для ухода от абордажа при необходимости.
  • Соотношение сил – численное превосходство в те времена играло большую роль.
  • Мастерство капитана судна – от выбора удачного момента начала боя, тактики, знания моря зависели действия всей команды.
  • Умения гребцов – слаженность действий, выполнение команд, их физическая выносливость.

Приемы и маневры

  1. Лишить корабль неприятеля подвижности, сломав у него весла скоростным проходом вдоль его борта. А затем развернуться и нанести таранный удар.
  2. Для лишения противника свободы маневрирования часто старались загнать его на мелководье.
  3. При численном превосходстве противника принудить его действовать в узких фарватерах.
  4. Основу составлял носовой таран, к этому стремились оба корабля, чтобы не подставить свой борт.
  5. Часто использовался приём атаки, направленный на то, чтобы перерубить руль на корме.
  6. В качестве тарана использовали специальные суда-поджигатели -брандеры.

Метательные орудия и их применение в морском бою

Применение метательных орудий на судах существенно усилило мощь флотов.

Первоначальное применение орудий для метания в противника камней, стрел, бревен произошло в сухопутном бою. Оценив их значительные, по тем временам, возможности, военачальники увидели, что они могут быть полезны и в морских сражениях.

Тенсионные

Тактика применения метательных орудий прошла несколько этапов:

  • Сначала эти орудия устанавливали на берегу, либо на стенах крепостей, откуда они вели массированный обстрел, чтобы не допустить близко вражеские корабли. Высадка на побережье войск становилась опасной или даже невозможной.
  • Позже метательные орудия стали размещать на самих кораблях. Их снаряды не давали вражескому флоту сблизиться, чтобы перейти к тарану или абордажу. Корабли, не достигнув цели, оставались при этом неповрежденными. Считается, что впервые применение метательных машин в морском бою произошло в ходе Пелопоннесской войны в 406 году до н. э.
  • Следующим шагом использования метательной техники на море стало ее использование для полного уничтожения кораблей противника. Такой бой при Саламине в 306 году до н. э. провел македонский царь Деметрий I Полиокрет против египетского правителя Птолемея I. Он добился победы над численно превосходящим флотом с помощью артиллерии, прижав корабли египтян к берегу и разрушив их, бомбардируя камнями.

Виды метательных орудий

  • Тенсионные – основаны на энергии упругой деформации материалов.
  • Корабли оснащались метательными машинами, являвшимися более крупными вариациями луков, пращей, арбалетов. В 400 г. до н.э. Зопир Тарентский в Сиракузах изобрёл станковый лук — «гастрофет». Плечи лука были усилены, тетива также стала более прочной. Позже возник станковый арбалет «оксибел», приводившийся в действие с помощью ворота и рычагов.
  • Торсионные  — энергию снаряду дают скрученные волокна. В них вставляли деревянные рычаги и укрепляли. Обобщенно такие машины стали назвать катапультами. Они делились на одноплечевые – онагр и двухплечевые  — баллисты. Впервые применил баллисты на кораблях Деметрий Полиоркет в IV—III вв. до н. э. Они метали копья или каменные снаряды.
  • Гравитационные – их принцип работы основан на энергии противовеса. По сути это большая праща с удлиненным рычагом. Его изобретателями считают китайцев. В Европе впервые упоминается в 580-е годы под названием «петробол», то есть камнеметатель. Петроболы быстро распространялись и оттеснили баллисты и катапульты античного образца. Но вершиной этого вида оружия стал требушет, пришедший в Европу в IX в. и продержавшийся до конца XIV века. Поскольку это оружие было слишком громоздким, чаще его использовали для осады городов.

требушет

Виды снарядов

Метательные орудия использовали различные снаряды:

  • Стрелы (гарпуны) – они летали на расстояние до 400 метров, имея вес до 1,5 килограммов, урон от них был существенный.
  • Камни — для более точного метания таких снарядов камням придавали округлую форму .
  • Сосуды с зажигательными смесями – их называли греческий огонь. Корабли, снабженные такими орудиями, назывались пирофоры.

Тактика нанесения потерь на расстоянии

Поскольку таран наносил урон не только противнику, повреждения получал и нападающий корабль, более предпочтительной становилась тактика больших разрушений на расстоянии. Для этого в составе экипажей находились специальные бойцы — лучники, метатели дротиков и пращники. Они метали камни, копья, простые и зажигательные стрелы, нанося значительный урон судну и  живой силе неприятеля. Если эти действия были удачны, то таран мог вообще не понадобиться.

Тактика абордажа

Постепенно цели морских сражений менялись, стало важно не только одержать победу, но и захватить добычу. В такой ситуации решающее значение приобретал абордаж. Фактически в морском сражении была использована тактика сухопутного боя, только полем сражения становился корабль. Специальными приспособлениями судно неприятия подтягивали на такое расстояние, которое позволял  перебираться на его борт и вступить в контактный бой с людьми. Но греки делали атаку с носа. Позже викинги ставили свое судно параллельно к борту корабля противника. При таком подходе сразу большое количество моряков могли одновременно оказаться на палубе чужого судна. Они же в одном из сражений, взяли корабль на абордаж, используя матросов-ныряльщиков. Те прорубили отверстие в днище корабля и попали на него снизу.

Приспособления для абордажа

Для того, чтобы быстро и эффективно закрепиться с противником использовали различные приспособления:

Абордажные крючья

Еще их называли «корабельные руки».  Специальные конструкции на веревке, канате, позже на цепи, которые бросали по направлению судна неприятеля для захвата их борта.

«Ворон» (корвус)

Приспособления для абордажа

Первыми применили римляне в 260 году до н. э., так как не могли победить карфагенян в открытом морском бою. Их сильной стороной была пехота, но проблему составляла их переправа на вражеский корабль во время абордажа, так как они, прыгая с борта на борт, могли свалиться  в воду. Вот для их перехода на борт и был придуман специальный мостик с перилами шириной примерно 1,2 м. Мостик держался на канатах и падал на борт чужого судна, когда канат перерубали. Поскольку на одном  конце мостика был крюк, то он при падении надежно закреплялся. После этого по сходне перебегал пехотинцев и решал исход боя.

Гарпаг, или креагра

Гарпаг

Также придумали римляне в конце старой эры. Приспособление представляло собой трехметровое бревно. Для усиления его мощи оно оковывалось железом. С концов у него были металлические кольца – одно крепилось к метательному механизму крепким канатом, другое было оснащено крюком. Когда вся конструкция приводилась в действие, гарпаг зацеплялся за борт. Далее либо шли на абордаж, либо переворачивали вражеский корабль, дав задний ход.

Морской десант

Корабли использовали для захвата городов с моря. Для этого помимо атаки крепостных стен снарядами метательных орудий использовался морской десант. Но изначально на побережье высаживались не  специальные отряды, а весь состав судна. Источники сообщают о высадке десанта во время Пунических войн. Его совершили римляне у карфагенского побережья.