Палуба авианосца как вид пассивной защиты корабля

Палуба авианосца как вид пассивной защиты корабля

Палуба авианосца

Авианосцы созданы для осуществления атакующих маневров на вражеские объекты. Это значит, что неприятель чаще всего также планирует ответные действия, и в первую очередь будет стремиться потопить мощный авианесущий корабль. Размещенные в период Второй мировой войны пушки на авианосце могли спасти исключительно от нападения небольших вражеских кораблей, сумевших подойти на близкое расстояние. В результате, 19 июня 1945 года произошло трагическое событие. Бомбы, сброшенные с японских самолетов, пробили деревянную палубу американского корабля и взорвались в ангаре. В результате погибло 724 человека. Защита авианосца на тот момент была ничтожной – требовалось срочное переоборудование кораблей.

Авианосец Франклин подбили в 1945 году

Было решено кардинально пересмотреть назначение и свойства палубы авианосца. Если самолеты являлись самым главным элементом данной боевой единицы, то палуба — это место которое принимает и отправляет боевые и разведывательные самолеты, а также защищает ангары, силовые установки и персонал находящийся на нижних палубах корабля.

Бронированная палуба и защита авианосца

Для предотвращения подобных ситуаций в будущем руководство ВМС США приняло решение на всех авианосцах установить бронированную палубу. Однако такая задача вызвала большое количество дополнительных трудностей, которые пришлось решать инженерам-судостроителям:

  • При замене деревянной конструкции на металлическую – вес корабля значительно увеличивался, и центр тяжести смещался вверх. В результате, судно становилось неустойчивым и при сильном шторме могло перевернуться.
  • Для того, чтобы корабль стал более устойчивым, его необходимо было сделать шире. Однако в этом случае при движении корабля значительно снижалась скорость.
  • Скорость можно увеличить, придав кораблю более обтекаемую форму. Это означало увеличение корабля, что вновь влекло за собой возрастание общего веса судна.

Спустя несколько лет разработок появился новый американский авианосный корабль «Мидуэй». В течение нескольких десятилетий он оставался самым большим и защищенным судном в мире. Его длина равнялась практически 300 метрам, бронированная палуба авианосца состояла из стали толщиной 9 см, общая площадь стальной плиты имела 12 тысяч квадратных метров. Такая мощная защита позволила «Мидуэю» прослужить целых 47 лет.

Надстройка авианосца

Современные американские корабли типа «Нимиц» также имеют стальную палубу, однако не бронированную. Это связано с тем, что многоуровневая защита авианосца не позволит подлететь ни одному вражескому объекту на расстояние нескольких километров. Однако необходимость стального усиления сопряжена с использованием реактивных самолетов, которые весят несколько тонн, а так же оказывают сильное термические воздействие на палубу.

Радары дальнего действия, которые располагаются на авианесущем корабле, позволяют просканировать воздушное пространство на несколько десятков километров вокруг себя. При обнаружении вражеских объектов с авианосца для перехвата отправляются истребители F-18. В случаях, если неприятелю удастся прорваться через авиационную оборону, они войдут в кольцо боевых кораблей, имеющих системы ПВО. При этом непосредственно на авианосце также имеется собственное вооружение – зенитная артиллерия, управляемые ракеты «Си Спэрроу» класса «корабль-воздух» и другие орудия, способные уничтожить любой объект в радиусе 8 километров.

Башенные орудия авианосца типа "гатлинг"
Башенные орудия авианосца

Палуба на российском авианосце

Российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», являющийся одновременно полноценным авианосцем, имеет длину 306 метров. Вся палуба имеет металлическую основу, сверху покрытую специальным термостойким покрытием «Омега», выдерживающим температуру свыше 450 градусов. Вся надводная часть корабля оснащена экранированной системой защиты. При этом самые важные объекты палубы дополнительно защищены особым бронированным сплавом. Так, противокорабельные ракетные комплексы «Гранит», расположенные у основания трамплина, прикрыты бронированными крышками.

Кроме того, палуба авианосца Адмирала Кузнецова защищена благодаря мощнейшим системам ПВО, находящимся на борту. В их число входит навигационное, радиолокационное и радиоэлектронное вооружение, зенитная артиллерия и ракетное оружие. Все это позволит российскому авианесущему крейсеру уверено себя чувствовать при военных сражениях.