Реактивные самолеты для авианосцев

Реактивные самолеты для авианосцев

Реактивные самолеты для авианосцев

Первые реактивные самолеты на авианосцах планировала использовать фашистская Германия. Но строительство воздушных судов было затруднено, поскольку авиационная промышленность находилась под постоянными бомбардировками. Узнав о немецких планах и разработках, уже в послевоенное время британские и американские инженеры стали искать возможность использования реактивных самолетов на своих авианосцах.

В 50-е годы прошлого столетия командование ВМС Великобритании поставило задачу укомплектовать авианосцы современными самолетами. В связи с этим возникло несколько затруднений – более тяжелыми и быстрыми машинами практически невозможно было управлять при снижении. Большая скорость посадки реактивного самолета сокращала время на его выравнивание:

  • При большом угле наклона появлялся риск удара о палубу;
  • При заниженном угле судно могло не успеть затормозить, в результате чего появлялась опасность столкновения с кормой корабля.

Опытным путем было установлено, что оптимальный угол наклона самолета составляет 3 градуса. Однако точно соблюсти данное условие было практически невозможно. Ранее снижение корректировал дежурный на палубе, который с помощью флажков указывал в какую сторону направить штурвал, а затем в нужный момент подсказывал, когда необходимо убавить газ. Однако такая процедура была опасной даже с более медленными самолетами. Со слов сотрудников ВМС Великобритании такая система взлета и посадки самолетов в послевоенное время способствовала гибели пилотов больше, чем в годы войны.

Реактивный истребитель

Зеркальное устройство для посадки реактивных самолетов

Спустя время было создано специальное устройство, позволяющее пилоту самостоятельно видеть, под каким углом он ведет самолет на снижение:

  • На палубе закреплялось четыре фонаря, направленные на большое зеркало;
  • Рядом с зеркалом ровно посередине светилась линия;
  • Отраженные лучи от фонарей, которые видел пилот при посадке, должны были находиться по центру зеркала – в местах светящейся линии. В этом случае самолет имел необходимый угол наклона в 3 градуса.
  • В условиях качки корабля зеркало крепили на гироскопической платформе, таким образом устранялась проблема колебания луча.

Такая зеркальная система позволяет сажать на авианосец любые самолеты вне зависимости от его веса и скорости, в том числе и тяжелую реактивную авиацию.

Действующие авианосные корабли используют усовершенствованные системы, основанные на таком же принципе. Центральная лампа и зеркало снабжены специальной линзой, благодаря которой пилот видит зеленые блики в том случае, если он заходит на посадку под правильным углом и красный или желтый фонарь, когда судно следует поднять или опустить.

Реактивный самолет на авианосце

Реактивные самолеты как новый вид вооружения

Усовершенствование авианесущих кораблей обеспечило возможность использования самой современной авиации в морских сражениях. Реактивные самолеты на авианосце являются оружием нового поколения. Они обеспечивают большую скорость и мощность, а значит, могут перевозить на борту более тяжелое вооружение, преодолевать большие расстояния за более короткий промежуток времени.

Так, СУ 33 – российский палубный истребитель, находится на вооружении российского авианосца «Адмирал Кузнецов». Он имеет большую грузоподъемность и дальность полета в отличие от аналогов, присутствующих на американских кораблях «Нимиц». Сегодня в планах руководства флота начать строительство новых МиГ-29К, которые являются более компактными и как следствие, могут находиться на корабле в большем количестве. При этом, самолеты СУ 33 также планируют оставить на вооружении.

Советский бомбардировщик ТУ 95 и американский военно-транспортный самолет С 130 также являются важным звеном в период военных столкновений. Однако размер этих воздушных суден не позволяет им находиться на вооружении авианосцев. Тем не менее в 1963 году самолет С 130 Hercules сумел сесть на американский авианосец «Форрестол». Данный рекорд до сих пор не был побит. Спустя несколько лет произошла курьезная история — советский ТУ 95 сделал попытку посадить самолет на авианосец США. Экипаж корабля был серьезно встревожен, однако спустя некоторое время бомбардировщик вновь поднялся вверх и вернулся на аэродром.