Реактивные самолеты для авианосцев
Содержание:
Самолеты на авианосце
Первые реактивные самолеты на авианосцах планировала использовать фашистская Германия. Но строительство воздушных судов было затруднено, поскольку авиационная промышленность находилась под постоянными бомбардировками. Узнав о немецких планах и разработках, уже в послевоенное время британские и американские инженеры стали искать возможность использования реактивных самолетов на своих авианосцах.
В 50-е годы прошлого столетия командование ВМС Великобритании поставило задачу укомплектовать авианосцы современными самолетами. В связи с этим возникло несколько затруднений – более тяжелыми и быстрыми машинами практически невозможно было управлять при снижении. Большая скорость посадки реактивного самолета сокращала время на его выравнивание:
- При большом угле наклона появлялся риск удара о палубу;
- При заниженном угле судно могло не успеть затормозить, в результате чего появлялась опасность столкновения с кормой корабля.
Опытным путем было установлено, что оптимальный угол наклона самолета составляет 3 градуса. Однако точно соблюсти данное условие было практически невозможно. Ранее снижение корректировал дежурный на палубе, который с помощью флажков указывал в какую сторону направить штурвал, а затем в нужный момент подсказывал, когда необходимо убавить газ. Однако такая процедура была опасной даже с более медленными самолетами. Со слов сотрудников ВМС Великобритании такая система взлета и посадки самолетов в послевоенное время способствовала гибели пилотов больше, чем в годы войны.
Зеркальное устройство для посадки реактивных самолетов
Спустя время было создано специальное устройство, позволяющее пилоту самостоятельно видеть, под каким углом он ведет самолет на снижение:
- На палубе закреплялось четыре фонаря, направленные на большое зеркало;
- Рядом с зеркалом ровно посередине светилась линия;
- Отраженные лучи от фонарей, которые видел пилот при посадке, должны были находиться по центру зеркала – в местах светящейся линии. В этом случае самолет имел необходимый угол наклона в 3 градуса.
- В условиях качки корабля зеркало крепили на гироскопической платформе, таким образом устранялась проблема колебания луча.
Такая зеркальная система позволяет сажать на авианосец любые самолеты вне зависимости от его веса и скорости, в том числе и тяжелую реактивную авиацию.
Действующие авианосные корабли используют усовершенствованные системы, основанные на таком же принципе. Центральная лампа и зеркало снабжены специальной линзой, благодаря которой пилот видит зеленые блики в том случае, если он заходит на посадку под правильным углом и красный или желтый фонарь, когда судно следует поднять или опустить.
Реактивные самолеты как новый вид вооружения
Усовершенствование авианесущих кораблей обеспечило возможность использования самой современной авиации в морских сражениях. Реактивные самолеты на авианосце являются оружием нового поколения. Они обеспечивают большую скорость и мощность, а значит, могут перевозить на борту более тяжелое вооружение, преодолевать большие расстояния за более короткий промежуток времени.
Так, СУ 33 – российский палубный истребитель, находится на вооружении российского авианосца «Адмирал Кузнецов». Он имеет большую грузоподъемность и дальность полета в отличие от аналогов, присутствующих на американских кораблях «Нимиц». Сегодня в планах руководства флота начать строительство новых МиГ-29К, которые являются более компактными и как следствие, могут находиться на корабле в большем количестве. При этом, самолеты СУ 33 также планируют оставить на вооружении.
Советский бомбардировщик ТУ 95 и американский военно-транспортный самолет С 130 также являются важным звеном в период военных столкновений. Однако размер этих воздушных суден не позволяет им находиться на вооружении авианосцев. Тем не менее в 1963 году самолет С 130 Hercules сумел сесть на американский авианосец «Форрестол». Данный рекорд до сих пор не был побит. Спустя несколько лет произошла курьезная история – советский ТУ 95 сделал попытку посадить самолет на авианосец США. Экипаж корабля был серьезно встревожен, однако спустя некоторое время бомбардировщик вновь поднялся вверх и вернулся на аэродром.